Во вторник, 14 декабря, вышел свежий номер республиканской детской газеты «Кэскил». Специальный выпуск посвящен стратегии развития региональной модельной программы создания среды саморазвития детей и молодежи «Эркээйи эргиирэ». Вышло приложение #инструментыпедагогики — настольная книга для педагогов, учителей, классных руководителей и родителей.
Новый номер вышел тиражом 10 тыс. экземпляров. Надеемся, что спецвыпуск станет рабочим инструментом для реализации программы «Эркээйи эргиирэ» в образовательных учреждениях нашей республики.
На нашем сайте мы начали серию публикаций о реализации программы «Эркээйи эргиирэ», у нас открылся раздел с одноименным названием, есть форум для обсуждений и обмена опытом, с сегодняшнего дня представляем вашему вниманию мнения экспертов — сотрудников детского издательства «Кэскил» им. Н.Е. Мординова-Амма Аччыгыйа.
Сардана Егоровна Коврова, заместитель директора по развитию ГАУ РС (Я) «ДИ «Кэскил» им. Н.Е.Мординова–Амма-Аччыгыйа», к.п.н., Почетный работник общего образования РФ, член педагогической династии учителей РС (Я):
— Процесс воспитания — это многофакторный процесс. Он осуществляется в школе, в семье, вне школьных учреждений, во временных коллективах, созданных по месту жительства, в трудовых коллективах, группах и т.д. Далее, процесс воспитания — это длительный процесс, его результаты можно обнаружить не сразу, и не во всех случаях можно рассчитывать на быстрый успех воспитания и особенно перевоспитания личности. Как мы все понимаем, процесс воспитания имеет ступенчатый характер, концентрический характер. Этот процесс двусторонний и активный процесс. Его нельзя ограничивать лишь педагогическим воздействием на воспитанников.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы. Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги-энтузиасты. Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения. В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности. В -четвертых, появилось и новое требование к школам — разрабатывать специальные программы воспитания. Реализация на практике этих относительно новых требований ФГОС происходит не всегда просто. Проведенный анализ Институтом стратегии развития образования РАО состояния воспитания в школах России показал наличие здесь серьезных проблем. Назовем лишь две из них: во-первых, это проблема имитации воспитания — его подмена или массовыми мероприятиями в свободное от уроков время (на которые велено приводить детей и куда они сами не очень-то хотят идти), или профилактическими беседами с детьми по тому или иному поводу (которые опять же велено проводить). В первом случае педагог выступает скорее массовиком-затейником, во втором — морализатором. И в том, и в другом случае ребенок занимает пассивную позицию во взаимодействии со взрослыми, что в воспитании недопустимо. Во-вторых, это проблема бюрократизации воспитания. Речь идет об излишне большом объеме, количестве, а также неуместном наукообразии и формальности разрабатываемых школой документов — и это при нехватке у школ времени на реальную работу с детьми. Эти проблемы, к сожалению, не решаются в одночасье. Для этого требуется большая работа, связанная с созданием соответствующих условий для педагогов. И ее нужно с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться.
В программе «Эркээйи эргиирэ» цель воспитания основана на таких базовых для нашего общества ценностях как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье. Это то, что объединяет всех людей республики, независимо от того, в каком улусе они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют. Программа ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Кроме того, в этой общей цели воспитания выделены и отдельные целевые приоритеты, соответствующие возрастным особенностям младших школьников, подростков и старшеклассников. Воспитание осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, социальных партнеров школы. Поэтому в содержании программы воспитания находит отражение именно эта деятельность – ее формы и их реальное практическое наполнение. Это помогает преодолеть «мероприятийный» характер воспитания.
На мой взгляд, программа «Эркээйи эргиирэ» ориентирует педагогов на то, что важна не организация мероприятий педагогом для детей, а организация педагогом вместе с детьми их совместных дел — интересных, полезных и являющихся предметом их общей заботы. Главное в таких делах — не сам факт их проведения и тем более не их количество, а то, какие отношения складываются в детско-взрослой общности, какие эмоции переживаются детьми. Такой подход позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь, что и является главным условием результативности школьного воспитания. Спектр основных сфер деятельности, через которые школа может осуществлять процесс воспитания, будет представлен каждой образовательной организацией в отдельных модулях программы. Некоторые из них — инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые – вариативны. Образовательная организация вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в школах республики многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по образцу может добавлять в свою программу собственные модули. Это принцип делает программу более гибкой, более удобной в использовании.
Мы, республиканское Детское издательство «Кэскил» им.Н.Е.Мординова – Амма-Аччыгыйа, в своем спецвыпуске попытались дать некие ориентиры, пакет организационно-методических материалов по проектированию, апробации и внедрению программ воспитания в деятельность общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования, педагогические инструменты по направлениям, также из опыта работы школ республики и экспертное мнение авторов данной Программы.
Приглашаем к обсуждению актуального направления воспитательной системы в республике всех заинтересованных лиц. Ссылка форума на нашем сайте: https://keskil14.ru/forums/topic/erkeeji-ergiire-anal-tahaaryy-ta-ysta/