В 30 –х годах 18 века, в суровых условиях Крайнего Севера, впервые в истории, специально для II Камчатской экспедиции Витуса Беринга, был построен Тамгинский железоплавительный завод, который функционировал 30 лет. 16 сентября в МОБУ СОШ № 10 им. Д.Г. Новопашина был дан старт школьной экспедиции «В поисках Тамгинской шахты (по следам Витуса Беринга)», в рамках школьного проекта.
Главная цель – организация школьной экспедиции для проложения маршрута ученической туристической тропы. В 2019 году идею этого проекта предложил Черных Сергей Георгиевич, председатель Регионального отделения ДОСААФ России Республики Саха (Якутия), но не успел воплотить эту идею до конца.
В сентябре 2020г. группа исследователей старины, состоящая из педагогов СОШ №10 г. Якутска, по инициативе директора СОШ №10 Надежды Александровны Шиловой, отправилась на р. Буотама с целью выявления и исследования местности Конан на предмет обнаружения следов плавки железа из местной руды , а также мест добычи железной руды. Ранее Хангаласские исследователи (П.Р.Ноговицын , М.В.Кононова и др.) посетили эти места и нашли остатки печей.
Известно, что в 2021 г. исполнится 280 лет со дня организации Камчатской экспедиции В. Беринга. Витус Ионассен Беринг (12 августа 1681 – 8 декабря 1741) по указу Петра I должен был построить 2 судна и на них «искать где Азия сошлась с Америкой». I Камчатская экспедиция 1725-30 гг. открыла Берингов пролив, северо-восточное побережье Азии, протяженностью 3500 км. Организация II Камчатской экспедиции (1734-1742 гг.) началась в Тобольске. В Якутске В. Беринг провел 3 года(!)1734-36 гг., занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции.
Именно в это время он, наверное, посетил р. Буотама и Тамма для плавки металлических частей кораблей. Затем он на лошадях и собаках доставил все в Охотск. И только в 1740 г. 2 пакетбота «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Охотска. 4 июня 1741 г. вышли к северо-западным берегам Америки.
Эти экспедиции имели важное научное и практическое значение. Они оставили огромное картографическое наследство и содействовали изучению и освоению дальневосточных земель России и прилегающих морей, доказали существование пролива между Азией и Америкой.
Предполагая, что В. Беринг для снаряжения экспедиции использовал железную руду из Буотамы, мы отправились в эту экспедицию на 2 машинах. Было решено спуститься к речке через 130 км. федеральной трассы А 360 ., так как уровень воды речки упал. В первый день мы засветло добрались до переката напротив местности Конан. На утро 17 сентября мы выдвинулись и перешли вброд перекат. Используя карту местности на GPS , напрямик устремились к местности Конан через кочкарник.
Когда вышли к месту, обнаружили остатки поздних строений – хотона и дома, а также вероятного места в виде небольшого бугорка, где выплавляли руду. Когда начали копать, пошел материал в виде золы, шлака и камней. Тут же недалеко обнаружены остатки труб, буров, шнеков советских времен. Видимо, и в советское время проводились изыскания руды. Однако мы искали, но не нашли шахту или место, где добывали руду. Наступил вечер, и вопрос остался открытым.
Утром 18 сентября мы случайно наткнулись на камень, лежащий на берегу в устье ручья (правого притока Буотамы), очень похожий на руду. И предположили, что руду могли добывать выше по ручью. В последующем, при беседе с знатоками этих мест, наши предположения подтвердились.
Таким образом, наша экспедиция достигла своей цели – обнаружила места, где выплавляли железо древние мастера–кузнецы на р. Буотама!
Вторая часть нашей экспедиции – исследование р.Тамма на территории Мегино-Кангаласского района на предмет обнаружения мест плавки железной руды, печей остается открытой… Впереди экспедиции с участием школьников.
I этап проекта «Тамгинский железоплавительный завод – в истории нашей страны», выполнен, маршрут от г. Якутска до местонахождения завода исследован.
Далее, предстоит выполнение целей и задач II и III этапов нашего проекта:
II этап. Организация экспедиций к месту, где располагался Тамгинский железоплавительный завод, для учащихся МОБУ СОШ № 10.
III этап. Организация туристической тропы к месту, где располагался Тамгинский железоплавительный завод, в программах Русского географического общества.
Автор: Аркадий Аркадьевич Пудов, учитель истории и обществознания МОБУ СОШ № 10 им. Д.Г. Новопашина