С 25 сентября по 10 октября в музейном комплексе «Россия — моя история» в Якутске проходила выставка «Код предков — сквозь века», приуроченная ко Дню Государственности Республики Саха (Якутия).
Центральным экспонатом выставки праздничной и обрядовой одежды тунгусских женщин из «воздушного» погребения XVIII века стал расшитый бисером кафтан безрукавка, раскопанный в Оленекском районе Якутии. Этот уникальный кафтан был отреставрирован во Всероссийском научно-реставрационном центре искусств имени академика И.Э. Грабаря в Москве.
В 1978-1988 годах XX века этносоциологическая экспедиция Якутского государственного университета (СВФУ им. М.К. Аммосова) под руководством известного археолога, доктора исторических наук Никиты Деевича Архипова провела обследование могильников в Оленёкском районе. В 200 км от устья реки Сулак, в верхнем течении реки Оленёк, было обнаружено женское наземное погребение. Это «воздушное» захоронение — более древний тип погребения, при котором тело подвешивается для контакта с воздухом. Умершего помещали в полый пень, разрезанный пополам, а гроб «ставили» сверху на два срезанных ствола. Якутский исследователь Никита Архипов первым идентифицировал женскую одежду, найденную в захоронении, как эвенкийскую с якутскими элементами. Дату захоронения ученый определил как конец XVII — начало XVIII века.
Сам кафтан скроен и сконструирован как распашная одежда со складками по центру, без пуговиц. Одежда распашного типа — один из исконных этнических признаков, отличающих эвенков от других этнических групп. Кафтан воспроизведен в соответствии с предполагаемой оригинальной формой и закреплен на современную замшу. Отдельной деталью кафтана является воротник-пелерина. Он расшит бисером, бусинами и речным жемчугом, а внешний край окантован бисером синего цвета. В эвенкийской этнографии этот элемент одежды называется мирептун (бисерное наплечное украшение, прикрепляемое к женской одежде).
Ученые установили, что эта одежда сначала была сшита, как свадебная, затем превратилась в празднично-обрядовую и, наконец, в погребальную. Погребальной одеждой она стала благодаря погребальной ленте, вшитой в центральную часть воротника. Эта ровдужная полоса, украшенная бисером, символизирует уход души в загробный мир.
Экскурсовод Прокопий Саввинов, который 25 лет проработал директором Оленёкского Этнографического музея народов Севера и принимал непосредственное участие в этой экспедиции, рассказал нам о кафтане.
«Наша национальная идентичность проявляется в нашей повседневной жизни, которую мы несем с собой, по сей день. Не зря у входа на выставку стоит олень, он показывает наш быт и наш кочевой образ жизни. У нас, эвенков, с XVIII века есть черные, белые и синие бусы. Народные умельцы шьют одежду так же, как и в древние времена. Наш народ не прерывает традиции предков», — говорит экскурсовод с многолетним опытом.
«Чтобы показать историческую культуру и этнические ценности коренных малочисленных народов, нужно, в первую очередь, акцентировать внимание на их быт и повседневную жизнь, — говорит Туйаара Петрова, методист Оленёкского музея. Сотрудники музея очень рады и счастливы, что люди со всей республики смогли увидеть эту ценную выставку. Выставку также посетили гости из Курска, Москвы, Хабаровска и Камчатки.
На выставке также были представлены различные металлические украшения из того же захоронения, образцы уникального народного искусства, комплекты эвенкийской одежды и предметы народного творчества мастериц из Оленёкского района. По окончании выставки артефакты были переданы в Оленёкский Северный этнографический музей после семи лет отсутствия.
Отрадно, что знаменательная выставка коренных малочисленных народов Севера успешно прошла в столице республики и была радушно принята жителями и гостями столицы.
Анжелина Жданова, студентка 1 курса
СВФУ им. М.К. Аммосова
института языков и культуры народов Северо-Востока РФ.
keskil14.ru