О роли учителя в воспитании любви к родному языку и литературе.
Дорогие учителя! Наша пионерская газета“Бэлэм буол” выходящая на родном языке, широко пользуется вашими личными услугами и результатами вашего труда. Корреспондентом газеты становятся пионеры и школьники, владеющие языком, умеющие выражать свои мысли, свою точку зрения об окружающей жизни на родном языке.
Газета имеет в основном в сельских школах около двухсот юнкоровских постов, среди них имеются и лучше, и хуже работающие. Почти половина (точнее девяносто тремя) руководят учителя якутского языка и литературы. Я позволю себе назвать самых лучших руководителей. Это Петров Степан Спиридонович, более 10 лет руководит юнкоровским постом «Саһарҕа» за № 3 Кокуйской школы Кобяйского района, он руководит и школьным литературным кружком. Степан Спиридонович безгранично любит свой предмет, свою родную литературу, своих учащихся, он систематически, планомерно работает над развитием способностей и природных задатков у детей.
Это Аким Андреевич Кондратьев, который наряду с юнкоровским постом руководит литературным кружком в Эльгяйской школе-интернате Сунтарского района, Алексеев Николай Гаврильевич – Бордонская школа этого же района, Максимова Мария Егоровна – Игидейская школа Алексеевского района, Гоголева Марина Трофимовна – Кулятская школа Вилюйского района, Кобякова Евдокия Николаевна – Крест-Хальджайская школа Томпонского района, Готовцева Любовь Григорьевна – Наяхинская школа Усть-Алданского района, Лидинова Мария Семеновна – Чурапчинская школа-интернат, Протодъяконова Марфа Николаевна – Диринская школа Чурапчинского района, Августина Тимофеевна Басыгысова – Беченчинская школа Ленского района и др.
Эти учителя дают детям не только определенный уровень знаний, предусмотренный школьной программой, но и воспитывают любовь к родному языку и литературе, политической культуре, умение вмешиваться в окружающую жизнь, открыто высказывать свое отношение к тем или иным явлениям жизни, в конечном итоге вырабатывают у детей активную жизненную позицию.
Вот отрывок из детского письма: “Нам очень нравятся уроки якутского языка и литературы. Их ведет Мария Васильевна Жиркова. На уроках Марии Васильевны мы с любовью узнаем много о родной Якутии: ее природе, истории, языке и т.д. Мы хотим быть похожими на Марию Васильевну, хотим знать очень многое. Мы знаем, что без хорошего, глубокого знания якутского языка нельзя владеть культурой родного народа». Учитель-методист Мария Васильевна Жиркова работает в Мегино-Алданской школе Томпонского района, она руководитель одного из лучших юнкоровских постов нашей газеты.
Это прекрасно, когда для учащихся их учитель кажется красивее всех, умнее всех, наделен справедливостью и знаниями, большими, чем у идеальных взрослых.
Для того, чтобы газета или литература воспитывали, должно быть воспитано уважительное отношение к самой газете и к самой литературе. Мы благодарим свой взрослый актив за то, что вы воспитываете уважительное отношение к нашей пионерской газете. Очень приятно, когда это уважение на всю жизнь.
Какие бы хорошие книги ни были бы написаны, какие бы хорошие номера газеты ни выпускались, если они не читаются теми, на кого они рассчитали, то их воспитательная роль сведена к нулю. Поэтому огромное значение имеет формирование у детей потребностей к чтению преподавателей литературы, пусть это будет газетные статьи или художественная литература.
В свете требований школьной реформы, преподаватели литературы должны воспитать устойчивый интерес к средствам массовой информации и к книгам, постоянно держать в поле зрения читательские интересы детей, пусть это будет периодическая печать или художественная литература. Только так можно выработать политическую культуру и хорошие литературные привязанности, чтобы наши дети потом не стыдились своего незнания, чтобы не жалели, что самые лучшие годы для чтения были растрачены на безделье.
Только таким путем можно воспитывать устойчивый интерес к периодической печати и к книгам, выработать хороший вкус и литературные привязанности. Это и есть воспитание чувства, которому следует уделять не меньшее внимание, чем обучению основам наук.
Реформа школы создает объективные условия для расширения круга социальных контрактов школьника, для трудового и нравственного воспитания школьника в производительном труде. Школа, в частности преподаватели литературы, должны использовать эти возможности для творческого развития и эстетического воспитания школьников. В этом плане уроки литературы только выиграли бы, если бы на них нашлось место обсуждение зарисовок, репортажей, интервью, очерков с места производительного труда. Эти возможности мы и вы должны использовать для творческого развития и эстетического воспитания детей, и по возможности способствовать расширению этих контактов.
Наша газета время от времени объявляет мероприятия, конкурсы, рассчитанные на расширение социальных контрактов детей, на художественно-творческое осмысление деятельности человека труда, как например, “Интервью с интересным человеком” или на завтра запланировано задание юнкорам, приуроченное XVII съезду КПСС «Один день коммунистов республики» – это зарисовки, интервью, репортажи, фотографии, рисунки о коммунистах на рабочем месте, или в исполнении общественных, партийных поручений. Как бы хотелось, чтобы такие мероприятия были бы правильно поняты, широко поддержаны на местах. Для того, чтобы написать хороший материал школьнику придется познакомиться с человеком, не раз и не два поговорить с ним, побывать на рабочем месте и дома – это будет непосредственным социальным контрактом. Подобные материалы можно использовать на передачах по школьному радио, на школьных программах, в репертуаре школьных агитбригад. Все это помогло бы школьникам прочувствовать эстетическую форму труда.
Наши мероприятия, конкурсы рассчитаны на художественно-творческое осмысление деятельности человека труда.
Для газеты очень ценны очерки, зарисовки, информации, написанные художественно красивым якутским языком, авторами которых могут быть преподаватели якутского языка и литературы. Нашей газете активно и успешно сотрудничают Василий Кириллович Ксенофонтов (Малыкайская школа Ленинского района), Гаврил Михайлович Герасимов (Качикатская школа Орджоникидзевского района), Александр Адамович Тарасов (Ертская школа Горного района) и другие, которым мы выражаем свою сердечную благодарность.
Хотя наша газета – не литературное, а периодическое издание, но с целью в какой-то степени удовлетворить читательские потребности в детской художественной литературе, редакция совместно с Минпросом и Обкомом ВЛКСМ периодически проводит закрытые конкурсы на лучшее произведение для детей. Среди победителей неоднократно были названы имена преподавателей якутского языка и литературы Ивана Герасимовича Иванова (Эльгяйская школа Сунтарского района), Аким Андреевич Кондратьев (Эльгяйская школа-интернат), Константин Ильич Сосин (Тыллыминская школа Мегино-Кангаласского района), от всей души желаем мы дальнейших успехов в литературном поприще.
Наши сегодняшние литературные таланты – все родом из детства. Не будет преувеличением, если скажем, что будущее развитие нашей якутской литературы в руках учителей. В этом плане всяческой поддержки заслуживают учителя, которые руководят школьными литературными кружками и объединениями.
Остается пожелать нашим писателям создавать литературные произведения, воспитывающие наших детей быть лучше нас – добрее, умнее, красивее. Требуется художественное воображение реальной школьной жизни, в том числе давно забытой темы пионерской организации.
Если в «Спутнике» использованы произведения, опубликованные в газете «Бэлэм буол», то можно сказать, видимо, составители сделали это не от хорошей жизни, с другой стороны мы, газетчики, можем гордиться тем, что публикации газеты используются наравне с нашими классическими произведениями (ред.: не имеем возможности выяснить насчет упомянутого «Спутника»).
Дорогие товарищи, разрешите пожелать вам успехов во всех ваших педагогических, творческих делах, очень сожалеем, что не представляется возможной организованная встреча с нашим активом, но я надеюсь, каждый из вас найдет время для того, чтобы зайти в редакцию.