Студенты Арктической школы пообщались с директором Сарданой Степановной Татариновой. В ходе разговора они узнали о том, каково руководить целой образовательной организацией, что значит быть педагогом, как изменяется и подстраивается под современный мир образовательный процесс.
Расскажите о себе
– Добрый день. Меня зовут Татаринова Сардана Степановна. С 2019 работаю директором Международной Арктической школы. Я всю жизнь работаю в системе образования в городе Якутске — сначала учителем истории, психологом, заместителем директора. Дольше всего 15 лет я проработала в Якутском городском лицее. После него я работала в министерстве образования и в управлении образования города Якутска. В 2019 году Глава Республики поручил мне создание новой школы. Так я стала директором Международной Арктической школы, которая с декабря 2023 года сменила название на Арктическая школа Республики Саха (Якутия).
Что побудило Вас стать учителем?
– Учителем я решила стать еще будучи школьницей, когда училась в школе № 9 г. Якутска. Мысль создать свою школу у меня появилась ещё тогда.
Я хотела работать в школе всю жизнь. Не просто работать, а именно думала про то, как можно изменить школьную систему: можно ли вообще создать школу, в которую дети ходили бы с удовольствием? Как сделать так, чтобы дети относились к школе хорошо и не чувствовали себя плохо?
Что, по Вашему мнению, самое главное для руководства школой?
– Для любого руководителя самое важное — это люди. Ты должен сделать так, чтобы команда, которая пришла работать в школу, создавала доброжелательное и творческое пространство для детей. Работа с людьми, наверное, самое сложное. Бывают родители недовольные, бывают дети с характером. Школа — это такое место, где люди все время сталкиваются, общаются, влияют друг на друга. Надо, чтобы всем было комфортно работать и учиться.
Какие основные цели и приоритеты у школьного руководства в современное время?
– Как не отстать. Особенно в последние годы. Мне кажется, что мы не понимаем, что онлайн образование развивается независимо от нас огромными темпами. Я все время говорю учителям о том, что нужно привыкать к тому, что дети могут получать образование не только в школе. Очень сильно меняется содержание образования. Мы, старое поколение, воспитаны в старых традициях: ты передаешь знания, умения, навыки на уроке, а ребёнок через какое-то количество лет сдает экзамены и обязательно получает документ об образовании. И должен обязательно поступить и получить диплом. А сейчас наличие компетенций не обязательно подтверждается дипломом, это может подтверждаться не дипломом, а другими достижениями.
Как, на Ваш взгляд, должна работать школа с семьями?
– Если мы занимаемся образованием и воспитанием детей, то школа и семья должны понимать, что они на одной стороне. Поэтому механизмы взаимодействия должны быть налажены. Мы такая школа, в которую родители и дети приходят по выбору. Они поддерживают наши взгляды, наш подход. Поэтому мы должны более тесно работать с семьями.
Какую роль якутский язык играет в образовании в нашей школе? Какие программы и проекты существуют для его сохранения и развития?
– Мы — языковая школа. Мы расширяем языковую компетентность детей за счет углубленного изучения иностранных языков и возможности изучения как родного языка не только русского и якутского, но и языков коренных малочисленных народов Севера. В нашу школу приходят дети, которые уже изучали якутский язык как предмет в своей школе и свободно владеют им. Наша задача — поддержать то, что дети уже знают, объём часов на якутский язык не очень большой. Но дополнительно наши ученики изучают два иностранных языка.
Какие нововведения были внесены в образовательный процесс за последние несколько лет, и как они повлияли на успехи и достижения учеников?
– Мы стараемся внести изменения в организацию учебного процесса, в систему оценивания, в школьную жизнь, во внеклассную работу. Практически все школы сохраняют классы, а наша школа перешла на гибкие поточные группы. Обучение по группам решает много проблем: выбор предметов, взаимодействие с учителями и детьми, возможность индивидуального учебного плана, расширение профильного обучения. Критериальная система оценивания и десятибалльная система также снимают много стрессов. Мы привыкли, что «двойка — плохо, пятёрка — хорошо», наша система направлена на то, чтобы ученик понимал, за что ставится оценка, по каким критериям, на что ему следует обратить внимание.
Какие планы развития школы в ближайшие несколько лет? Какие инициативы планируется внедрить?
– Мы с этого года начали изучение китайского языка как основного. Планируем продолжить это направление. Надо, чтобы дети, закончив школу, знали китайский язык на таком уровне, который может им помочь в профессиональной жизни.
Для нас также важно развитие наших школ-спутников и взаимодействие с ними. Мы понимаем, что невозможно все школы Арктики обеспечить учителями. Нам нужно использовать новые технологии, чтобы дети в Арктике могли получать знания по нужному предмету, даже если нет учителя.
Текст: Дайаана Прокопьева, 11 В класс, Арктическая школа