По результатам стендовой защиты докладов секции «Историческая наука и краеведение» в число финалистов вышло свыше 80 молодых исследователей. Им предстояло представить свои доклады не только экспертам, но и своим коллегам по научной деятельности.
Секция «Историческая наука» является традиционной и одной из самых многочисленных. В ней представлено четыре подсекции по теме классической истории, археологии и этнологии, наследию А.Е. Кулаковского, а также генеалогическим исследованиям. Последняя подсекция стала новшеством для конференции. В этом году выделили большой пласт работ, посвященных генеалогии, и поэтому их впервые решили вывести в отдельную подсекцию. Для участия в работе конференции прибыло множество молодых исследователей из разных улусов республики. В том числе, из дальних арктических улусов.
Доклады представлены различными темами, начиная от древнейших времён, и заканчивая многими проблемами истории, требующие современного междисциплинарного подхода. Это касается вопросов исторической памяти, коммеморации, культурного наследия.
В подсекции «Исторические науки» ребята показали свои работы, посвящённые истории развития родного края в разные периоды истории. Например, из большого числа докладов можно выделить темы повседневной жизни жителей Якутска в XIX веке, старинных зданиях Вилюйска и множество других проектов. Стоит выделить работы, в которых были применён междисциплинарный подход. Это и изучение сленга солдат Первой Мировой войны, а также геокультурный образ чорона в современном культурном пространстве.
Виктория Борисова, ученица 11 класса Хаяхсытской СОШ имени А.П. Илларионова (Чурапчинский улус):
«Мной был представлен доклад на тему увековечивания памяти воинов моего родного Хаяхсытского наслега. В нынешнее время тема патриотизма очень важна для нашей жизни. Если говорить о воинах, то известно, что с нашего наслега в годы Великой Отечественной войны на фронт призвано 102 человека. Для сохранения памяти об их подвиге мы создали информационный стенд, который стоит в нашей школе, и каждый может с ним ознакомиться и узнать о героизме наших предков. Думаю, что благодаря нашей работе молодое поколение продолжит чтить память предков и сохранит свой патриотический дух».
Множество школьников подготовило работы по истории своих семей, но также и по теме сохранения и развития семейных традиций. Так, помимо важных исследований родословных разных семей и династий, можно упомянуть тему преемственности занятия предков, который рассматривается как один из способов исторической генеалогии. Изучались также вопросы родословной Мазары Бозекова их вклада в историю Якутии.
Нонна Дьячковская, ученица 6 класса национальной гимназии «Айыы кыһата» (город Якутск):
«Я подготовила доклад на тему «Долгожители моей родословной», то есть про моих предков, которые прожили достаточно долгую жизнь. Интерес возник после рассказа моей бабушки про своего отца, а именно про прадедушку, Кычкина Иннокентия Николаевича. Она сказала, что ему скоро исполняется 100 лет. Поэтому в феврале 2020 года мы поехали к нему на юбилей, где я с ним встретилась и поняла, что нужно изучить этот интересный феномен долголетия. Вообще, каждому человеку должна быть интересна история его семьи. С практической точки зрения, мой проект полезен тем, что на этой основе в будущем можно создать методику достижения долголетия».
Тема археологии и этнологии была раскрыта множеством докладов по вопросам изучения археологических стоянок Якутии, материальным и нематериальным элементам культуры. Среди них стоит назвать доклад об исследовании биологических материалов древних животных, которое проводилось с помощью цифровой археологии. Также был озвучен доклад об историко-культурной связи и особенностях традиционной кухни якутов и народов Центральной Азии.
Вадим Дмитриев, ученик 7 класса Майинской СОШ имени В.П. Ларионова (Мегино-Кангаласский улус):
«Мы представили доклад по результатам работы на археологической стоянке Чюйя-1. Я занимаюсь археологией с прошлого года, и мне это очень интересно. Мы нашли множество фрагментов керамики, и посредством визуального анализа определяли, сравнивали их с особенностями керамики из других археологических культур. В итоге оказалось, что стоянка Чюйя-1 по своим техническим характеристикам является смешанной, то есть там имеются элементы не только ымыяхтахской культуры позднего неолита, но и усть-мильской культуры эпохи бронзы».
Молодые исследователи подняли вопросы о наследии А.Е. Кулаковского, важность и актуальность которого была доказана в научных докладах. Рассматривался его вклад в литературу и поэзию, биологические исследования. Кроме того, затронуты были вопросы общественно-экономических воззрений Кулаковского, в том числе обсуждалось значение письма «Якутской интеллигенции»
Талбан Парников, ученик 6 класса Хатын-Арынской СОШ имени И.Е. Винокурова (Намский улус):
«Моя работа посвящена переводу на якутский язык стихотворения поэта Николая Цыганова «Речка», который сделал Алексей Елисеевич Кулаковский. Основная суть заключается в том, что Алексей Елисеевич при работе над переводом этого произведения создал новые принципы и методы в деле русско-якутского перевода. Стоит назвать это весомым вкладом в развитие науки, и доказательством многогранности личности Кулаковского».
Эксперт секции, доктор исторических наук, директор Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Сардана Боякова отметила, что среди школьников тема исторических исследований традиционно имеет большой интерес:
«Радует, что наукой хотят заниматься дети из всех улусов Якутии, даже из самых малых и отдалённых сёл. Ребята показывают хорошее знание литературы, стремятся открывать ранее неизвестные широкой публике страницы истории родных мест, своих семей. Даже из мельчайших исторических артефактов школьники могут сделать довольно интересные исследовательские проекты».