В практике семейного консультирования бывает очень много обращений по вопросам сложностей во взаимоотношениях с родственниками. Почему нам сложнее общаться с теми, кто является членом нашей семьи и с кем мы проводим большую часть нашей жизни?
Сейчас стало очень популярно составлять древо рода, копая в архивах своих предков. Человек, рожденный в большом роду, имеет мощную поддержку в лице своих многочисленных родственников. Он никогда не остается один на один со своими проблемами. Он всегда может рассчитывать на помощь в трудную минуту. Но в то же время он, как часть большого общества, имеет меньше свободы и самостоятельности в своих решениях. Он всегда должен соответствовать требованиям родственников.
В разное историческое время у всех практически народов родственные отношения регулировались сводом определенных правил, которые позволяли жить в мире и согласии с близкими людьми. К таким правилам можно отнести: уважительное отношение к старшим, пожилым в особенности. И это касается не только старейшин клана и старших мужчин. К примеру, у мусульман старшая жена (жена старшего сына) имела привилегии относительно других жен, а всеми делами заправляет старшая женщина в роду – бабушка.
Существуют культурные различия в западном и восточном стилях воспитания и в вопросах отношения к родственникам. Для постсоциалистического поколения, которое успело пожить во время СССР стоит дилемма выбора коллективистского и индивидуалистического сознания. И это прямо противоположные вещи. В коллективистской культуре люди чувствуют себя частью единого целого и чувствуют собственную ответственность за все, что происходит со всеми. Южная Корея 1990х годах вышла из тяжелейшего экономического кризиса, в том числе и благодаря тому, что граждане стали пополнять госказну своими личными золотыми украшениями. В индивидуалистических культурах каждый человек отвечает только за самого себя и границы его очерчиваются частной собственностью.
В нашей республике сохранился тот строй общества, когда родственные отношения тесно поддерживаются, имеют большее значение и влияние на семейные дела. Во многом благодаря таким значимым праздникам как ысыах, свадьбы, юбилеи, где обычно собираются все родственники и укрепляются родственные связи. Для меня было удивительно, что 60 человек на моей свадьбе по нашим меркам это минимум приглашенных родственников, в то время, как в Питере мои однокурсники справляли свадьбы от 7 до 30 человек и в основном это были друзья.
Если обратиться к народному фольклору, то больше всего анекдотов про тещ. И действительно сложнее всего складываются отношения у тещи с зятем и у свекрови с невесткой. В чем суть конфликта между этими членами семьи? Ну, во-первых, это не кровные родственники. Это мамы, которые вынуждены принять к себе в семью чужого ребенка, которого привели в дом сын или дочь. А это не так просто.
Как воспитать в ребенке правильное отношение к родственникам? И вообще, какое отношение к ним считать правильным. Ведь по одной якутской поговорке: «Хорошо, когда вода рядом, а родственники далеко» (Уу чугаhа, аймаах ырыа5а ордук»).
Условно родственные связи можно разделить на круги, в центре которых находится ребенок и в зависимости от влияния на него. В первом малом круге находятся самые близкие и самые родные для ребенка — родители. Именно в отношениях с родителями закладываются жизненные ценности, модели взаимоотношений с внешним миром, отношение к себе и другим людям. Отношения родитель-ребенок желательно строить в плоскости равных отношений, конечно не забывая о том, что у взрослого больше ответственности. Взросление состоит в том, что со временем ребенок берет на себя эту ответственность за свою жизнь. Для этого необходимо относится к ребенку, как к маленькому взрослому, у которого есть свое мнение, свои желания (может не совсем правильные, когда он мал), свой вкус и характер. Некоторые родители считают, что хороший ребенок – это послушный ребенок. На самом деле, послушный ребенок никогда не станет лидером, он все время будет подчиняться и исполнять чужие приказы. Многие выросшие послушные дети, уже став взрослыми, совершенно не могут понять свои чувства и потребности, живут для других и от этого несчастны.
Ребенка надо приучать к тому, что взрослые тоже нуждаются в заботе, внимании и ухаживании. То есть, приучайте ребенка не только брать все от родителей, но и отдавать вам. Например, в виде ухаживаний, когда родитель болеет, делиться своими сладостями, помощи по дому и т.д. Если родители уважительно относятся к своему ребенку, то и он уважает своих родителей. А это основа его уверенности в себе, психологического здоровья и роста личности во взрослой жизни.
Второй круг близких родственников – это бабушки и дедушки. Здесь чаще всего модель отношений повторяется: как относятся родители к своим родителям, так и дети будут относиться к своим родителям. Только на личном опыте уважительного, заботливого и бережного отношения к своим родителям, можно своих детей научить, так же уважать бабушек и дедушек.
Третий круг включает дядей, тетей и их детей двоюродных братьев и сестер. Если ребенок воспитывается в неполной семье, то эти связи могут восполнять ему необходимые отношения. Если у ребенка нет родных братьев и сестер, то общаясь с двоюродными, он развивается, социализируется, учится выстраивать отношения со сверстниками, что так же необходимо для полноценного развития и взаимодействия с другими людьми во взрослой жизни. В четвертый круг входят троюродные братья и сестра и так далее.
Все мы разные и естественно случаются конфликты, непонимание, противоречия, а куда же без них. Почему грубые слова близких нас ранят сильнее, чем, когда мы слышим то же самое от посторонних? Потому что эти люди близки нам и мы дорожим их мнением и отношением. Желательно, чтобы разногласия разрешались как можно конструктивно. Наблюдение за тем, как взрослые могут адекватно регулировать конфликты, будет хорошим примером поступать так самому ребенку в своих отношениях с окружающими. Конструктивно – это значит, во-первых, сформулировать свое недовольство в приемлемой для другой стороны форме, т.е. не обидно высказать то, что не устраивает; во-вторых, выслушать и постараться понять противоположную сторону; в-третьих, совместно выбрать пути решения проблемы, устраивающие обе стороны. Не скатываться к выяснению того, «Кто виноват?» — это тупиковый вариант ведения конфликтов, который ведет лишь к взаимным упрекам, обвинениям и обидам. Конфликт таким путем не разрешается, а перетекает в следующий и становится затяжным и плохо разрешаемым. Конструктивное ведение конфликтов состоит в том, «Что делать?». Нужно признать, что есть проблема и вместе думать, как ее решить. Обговорить разные варианты и выбрать то, что приемлемо.
Как правило, люди из одного круга имеют примерно одинаковый стиль жизни. Если в вашем окружении в основном успешные люди, то, скорее всего, вы тоже такой. Но это не значит, что нужно поддерживать отношения только с успешными родственниками. Приучите ребенка стремиться к успеху, но не путем подавления слабых.
Не все родственные связи вы обязаны всегда поддерживать. Если вы чувствуете, что всегда после общения с этими людьми вы энергетически истощены; остался не приятный осадок и тяжесть; понимаете, что вами манипулируют и используют только для своих целей; ничего положительного вы от этих отношений не получаете и ваши попытки как-то это изменить безуспешны; то можно свести эти контакты к минимуму.
В заключение хотелось бы сказать, что единственные, кто безусловно нас любят, способны многое нам простить и принять нас такими, какие мы есть, это наши родные. Мы не одиноки, за нами стоят наши родственники, отношения с которыми не всегда идеальны, но на поддержку которых мы можем рассчитывать.