Однажды, вместе с Грязнухиным Н.В, разговаривали по телефону с его родным братом, учителем труда Борисом Васильевичем Грязнухиным, проживающим в селе Тойбохой Сунтарского улуса. Нам необходимо было узнать у него несколько секретов по гальванике и литейному делу. В первый день мы звонили ему в 5 часов вечера, но дома его не застали. Со слов его жены узнали, что после работы он каждый день ведет кружок прикладного искусства до 10-ти часов вечера, в доме-интернате. Вот такой плотный график работы у этого учителя. Николай говорит: «Что его брата ничто не может остановить, ни плохое здоровье, ни домашние проблемы, он идет и занимается с детьми».
На следующий день в условленное время мы разговаривали с Борисом Васильевичем, и мне стало понятно, что этот человек достиг очень высокого уровня мастерства в разных технологиях — литье, гальванике, кузнечному де-лу. Он, накопив эти знания и навыки, передает их подрастающему поколе-нию. Оказывается, он не готовит детей к участию в каком-либо конкурсе прикладного творчества. Просто ребятам интересно и занимательно в кружке Бориса Васильевича.
Чем они занимались? Они, оказывается, отливали фигурки из алюминиевого сплава, фигурки животных (статуйки). Спрашивается, с какой целью они до 10 часов вечера занимались с Борисом Васильевичем? Что их двигало, забыв об усталости заняться любимым делом?. Почему они не пошли смотреть телевизор или играть на компьютере? Что за процесс или технология, которую они выполняли, отливая статуйки? Эти дети сначала выбирали себе рисунок животного и анализируя его срисовывали с разными ракурсами с размером будущей статуйки. То есть создавали зрительный образ (идея) будущей статуйки. Для того чтобы создать этот образ у этих ребят проходит определенное время, время для осмысления.
Таким образом, они заряжались идеей, осмысливая образ будущей статуйки, наверно в этот период изменяется пластика животного, чтобы он вы-глядел более интересным динамичным и т.д. «Идея, там, где она проникает в жизнь, дает неизмеримую силу и мощь, и только идея является источником силы» (Фихте).
После выполнения эскиза будущей статуйки дети лепят его модель из смеси парафина с воском. Для выполнения модели необходимы определенные навыки, которые в их прошлом опыте практически отсутствует, происходит то, что иное параллельное приобретение навыков с лепкой объемных фигур. Конечно, данный процесс происходит под лозунгом «делай как я» руководителя или опытного кружковца.
Далее процесс создания статуйки проходит следующим образом: берут картонную коробку в нем помещают модель будущей статуйки с таким расчетом что части модели не касались стенки коробки, т.е. его держат на весу от выступающей части модели, так называемой литниковой системы (который образует канал для заливки жидкого металла в форму, или канал для стекания модели при обжиге гипсовой формы) и заливают в коробку с моделью жидкий гипс до закрытия модели. После остывания (кристаллизации) гипса в коробке с моделью его обжигают на муфельной печи. По каналу литниковой системы вытекает парафиновая модель, расплавившись от высокой температуры, заодно модель, нагреваясь сушится, приобретает прочность. В нагретую гипсовую форму заливают через литниковую систему жидкий металл. Подождав пока кристаллизуется и остынет жидкий металл, разбивают гипсовую форму, извлекают отливку. Следующим процессом изготовление статуйки является его зачистка обработка, шлифовка и покрытие его бронзой гальваническим способом. Бронзовая скульптура готово, можно его полировать до зеркального блеска, гравировать тонкие элементы или нанести в нем дарственную надпись и т.д.
Таким образом, дети создали эстетическую ценность, освоив технологию литья с помощь их учителя, при этом им способствовали условия, созданные в их мастерских. Важнейшим источником формирования умственных качеств, указывает В.А. Сухомлинский, является одухотворенный мыслью физический труд.
Сегодня мало кому из педагогов удается создать условия для воспитанников – почувствовать им радость творчества при воплощении задуманного. Процесс нахождение идеи и его воплощение в жизнь – это самая необходимая компетенция любого специалиста. Таким образом, Борис Васильевич, педагог с большой буквы делает большое дело, обучая и передавая своим учащимся умения и навыки создания прекрасного эстетического.
Михаил Иванов