Правила для родителей и воспитателей по взаимодействию с гиперактивными детьми
- 1.Уважайте ребенка и принимайте его таким, как он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
7.Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т.п.).
- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку.
- Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
- Оберегайте ребенка от утомляемости, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.
- Научите ребенка устраивать тихие перерывы.
- Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки.
- Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Постарайтесь создать для ребенка тихую, спокойную атмосферу в доме, следите за тем, чтобы звук телевизора был слегка приглушенным, старайтесь не разговаривать друг с другом и ребенком на повышенных тонах.
- Постоянно общайтесь с ребенком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его вам помочь в выполнении домашних дел, дарите ему свое внимание и тепло. Относитесь с должным пониманием к проявлению его индивидуальных способностей.
- Будьте последовательны в своем воспитании. Следите четко за выполнением ваших требований. Если вы попросили ребенка о чем-то, добейтесь, чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за то.
- Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими (не более 10 слов). Говорить надо, установив контакт глаз с ребенком.
- В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки».
- Научите ребенка справляться с гневом. Объясните ему, что он имеет право на любые эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.
- Иногда гиперактивный ребенок, перевозбудившись, не может сам остановиться. Помогите ему, например, просто подойдите и крепко обнимете его. Иногда в такие минуты можно даже почувствовать, как ребенок «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Переключите его внимание.
- Научите ребенка способам совладения с гневом, ведь ребенок иногда и сам теряется от бурных проявлений собственных эмоций. Объясните ему, что он имеет право на любые эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.
- Старайтесь предотвращать плохое поведение ребенка. О том, что он должен делать в поездке или в походе по магазинам, договаривайтесь с ним заранее.
- Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушания шлепают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции и протест ребенка. Кроме того, скорее всего, ребенок очень скоро переймет вашу манеру поведения в подобных ситуациях и будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять агрессивные чувства и действия.
- Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при общении с гиперактивным ребенком:
- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
- Задать неожиданный вопрос;
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка);
- Не приказывать, а просить (но не заискивать);
- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
- Сфотографировать ребенка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- Оставить его в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало, принес извинения;
- Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
- В некоторых случаях в подростковом возрасте возможно заключение формальных договоров-контрактов, в которых закрепляются определенные обязанности за ребенком и поощрение родителей.
ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»