Автор: Васильева Надежда Юрьевна – семейный психолог, мама трех детей, ведущая консультаций и тренингов, член Российского психологического общества. Запись на прием по тел.: 89246645854
В каждой стране есть особенности воспитания детей, которые определяются культурными традициями, верованиями, ценностями народа и передаются из поколения в поколение. В нашей стране, так уж сложилось, что опыт предыдущего поколения становится бесполезным для последующих из-за периодических социально-экономических и политических переворотов. Тот образ жизни, в котором жили наши родители, не совсем нам подходит.
Сейчас, например, не встретишь существовавшей ранее повсеместной практики пятидневных детских садов, когда ребенка сдавали в понедельник в детский сад и забирали только в пятницу вечером. И родители могли всецело посвятить себя работе всю неделю. То есть в основном государство брало на себя ответственность за воспитание детей. Были очень сильные воспитательные функции в детских садах, школах и профессиональных учебных заведениях.
Современные родители в большинстве своем более детоцентрированы, то есть ребенок — центр жизни, вокруг него и его интересов строится жизнь всей семьи. Родители балуют настолько, насколько позволяют их возможности,больше занимаются своими детьми, стараются разносторонне развивать их, боятся нанести психотравму любым своим поведением, стараются понимать своего ребенка, все контролировать и больше сами отвечают за своих детей. Однако такая модель воспитания может иметь перегибы в сторону чрезмерной заботы и опеки.
Благодаря доступности любой информации, в том числе и педагогической, родители стараются руководствоваться свободолюбивыми западными теориями воспитания детей (кормление грудью до трех лет по требованию, совместный сон, ношение в слингах, вседозволенность и пр.), но классические установки требований, ограничений и запретов у нас в крови. Выделю наиболее острые проблемы в воспитании, которые чаще всего встречаются.
Использование передовых технологий в уходе за детьми прекрасно уживаются со старыми суевериями.Например,что первые 40 дней грудничка никому нельзя показывать кроме ближайших родственников. Этот обычай связан с тем, что в старину ребенка скрывали от чужих до крещения. Кроме того, у нас принято относиться к новорожденному как к очень хрупкому существу, который может заразиться разной инфекцией от людей и тяжело заболеть. Еще есть страх, что маленького сглазят. Эти страхи родом их тех времен, когда еще медицина была не так развита и была высока детская смертность в период младенчества. Еще в нас во всех сидит заложенный с детства страх сквозняков, холодных ног и вообще холода. Поэтому, особенно бабушки любят хорошенько укутать детей во все теплое. Иначе они заболеют!
В народных сказках очень много страхов, запретов, наказания,которые ведут к тому, что нужно терпеть и подчиняться. Даже всем известная колыбельная «баю-баюшки-баю не ложися на краю – придет серенький волчок и укусит за бочок» — содержит угрозу – спи, а то покусают. Очень часто мотиватором действий в воспитании у нас используется запугивание и страх. Чтобы ребенок послушно ел, спал, делал уроки или что-то другое, родители угрожают своему ребенку наказанием (если сейчас же не сделаешь – получишь ремня);полицией (будешь кричать – заберет полицейский);животными (не будешь идти рядом, укусит собака); лишением (не уберешь игрушки – выброшу все). И это действительно может «работать», но при этом ребенок учится жить в страхе и подчинении, и делать что-то уже во взрослой жизни будет так же только под какой-то угрозы, а не потому что это ему хочется и нужно.
В начале 50-х годов XX века этнопсихологическая школа изучения национального характера выдвинула теорию связей и зависимостей между элементарными национальными привычками, и последующими способами социально-политического поведения. Один из выводов заключался в том, что национально-культурная традиция туго пеленать младенцев ведет к усилению тоталитаризма в тех обществах, где это принято. Американский антрополог Маргарет Мид утверждала,что способ пеленания формирует вполне определенный, «покорный» национальный характер в отличие от более демократических национальных культур, в которых младенцу предоставляется большая свобода для движений руками и ногами, что формирует более свободолюбивый, «демократический» национальный характер, на примере изучения русской и китайской национальных культур. Сейчас традиция пеленания уходит в прошлое, хотя многие бабушки могут до сих пор на этом настаивать.
Много родителей с тревожным типом отношения к детям, что можно наблюдать в родительских группах в WhatsApp.Папы и мамы часто сконцентрированы на опасностях вокруг детей – маньяки-педофилы, чокнутые водители, болезни, врачи-непрофессионалы, враждебность окружающей среды и пр. Поэтому родители не дают свободу своему чаду, лишают возможности самостоятельно познавать окружающий мир и длительное время оставляют в зависимости, полном контроле жизнедеятельности и подчинении.
На улицах можно увидеть мам и пап, которые кричат на ребенка или трясут и даже бьют. Высок уровень нетерпимости ко всем своеволиям маленьких детей. Считается, что хороший и воспитанный ребенок – это тихий и послушный ребенок. От детей требуют непрекословного подчинения. Мамы не могут спокойно наблюдать, как малыш прыгает по лужам, пачкает чистую одежду, устраивает беспорядок в доме, бегает и кричит, как требует его организм или вообще выражает собственные желания, которые не вписываются в планы взрослых.Как будто чистота и порядок важнее радости ребенка.
Часто детей учат скрывать и подавлять свои эмоции, не выражать свои истинные чувства. Детей воспитывают запретами: «не плач», «сильно не смейся, потом плакать будешь», «не кричи», «не бегай», «не шуми», «сиди тихо и спокойно», «не гримасничай»; запрещают проявлять гнев, ярость, и вообще агрессию – такой стиль воспитания – это путь к невротизации ребенка.
Автобиографическая повесть Павла Санаева«Похороните меня за плинтусом» — это произведение очень яркий пример манипулятивного отношения к ребенку, желание решить свои взрослые проблемы за счет маленького полностью зависимого и беззащитного человечка, как это калечит детскую неокрепшую душу. Ребенок воспитывается бабушкой, которая «любит» в ребенке собственную возможность опекать, лечить и наказывать, чтобы ощущать собственную значимость и острее упиваться собственным «страданием».
Иногда родительство воспринимается как обуза, конец активной социальной жизни, жертвенность (бессонные ночи, тяготы ухода за младенцем…) и повышенные материальные затраты. Женщины с такими, блокирующими счастье материнства, установками подвержены продолжительной послеродовой депрессии, неудовлетворенностью своим статусом и обвинением в своей несостоятельности ребенка и закреплением в нем чувства вины – что все проблемы от него и тогда бессознательно ребенок стремится к тому, что «лучше бы его не было».
К сожалению, нигде не учат быть хорошим родителем. Обычно молодые люди учатся на своем первом ребенке – он становится таким экспериментальным. Но сейчас легко можно найти информацию по детской психологи. В сети можно получить ответы на все свои вопросы про то, как уметь утешать ребенка, как преодолеть трудности кризисных периодов, про возрастные нормы, как избежать эмоционального насилия над ребенком и научиться создавать доверительные отношения, как правильно выражать свою любовь и т.д.
Конечно, все родители любят своих детей, но не все могут эту любовь правильно выражать. Некоторые держат своих детей в строгости из боязни избаловать и тем самым навредить ребенку. Лишний раз боятся похвалить и приласкать ребенка, считая, что это его испортит. Но быть любимым – это жизненно необходимая потребность детей. От правильно выраженной любви они становятся только уверенными в себе, способными справляться с трудностями, доброжелательными к другим и способными к любви.
Часто ко мне на консультацию приводят детей с нарушением поведения, которые воруют деньги, ведут себя агрессивно по отношению к другим детям, неуправляемы или замкнуты и неуверены в себе. Родители хотят, чтобы психолог волшебным образом исправил их ребенка и не хотят понять, что все эти проблемы имеют в корне отношение родителей к нему. Как правило, в этих семьях нарушены эмоциональные связи между членами семьи. Общение сводится к обсуждению только бытовых проблем. Методами воздействия на ребенка являются крики, угрозы, запугивания, физические наказания, наказание отвержением, постоянная критика и высокие требования. А любовь выражается лишь материальными покупками. Матери таких детей часто бывают сами невротизированы, с высокой тревожностью и беспокойством.
В таких случаях, изменение поведения ребенка возможно лишь при изменении отношений в семье. Когда ребенка учатся принимать таким, какой он есть; когда вместо обвинений, унижения и стыда родители учатся поддерживать, утешать и помогать своему ребенку; когда взрослые учатся владеть собой, сдерживаться и справляться с собственными негативными эмоциями; когда начинают правильно выражать свою любовь словами, лаской и вниманием.
Кричать на ребенка – это значит признавать свою беспомощность и самому быть наравне с ним и не быть взрослым, который контролирует ситуацию. Если вас раздражает непонятливость вашего ребенка, и вы не можете спокойно ему что-то объяснить, то будьте готовы к тому, что в старости он тоже будет раздражаться и вымещать на вас свою злость, просто за то, что вы что-то не понимаете в виду возрастных ухудшений мышления, памяти и внимания. Все, что вы вкладываете в него пока он маленький, вернется к вам, кода он вырастет.
Но не все так плохо с воспитанием детей в нашей стране. Есть и положительные моменты. Недавно в livejournal мне попалась статья @matveychev_oleg «Воспитание детей в России, глазами иностранцев», в которой описывается отношение русских к своим детям и как это отличается от их педагогических взглядов. Действительно, сложно бывает посмотреть на себя со стороны. То, что для нас совершенно естественно, у иностранцев вызывает большое изумление.Взгляд со стороны позволяет лучше понять себя. И это тот взгляд, когда нам завидуют. К примеру, тому, что у нас нет чужих детей.Фактически каждая женщина, в поле зрения которой попадают дети, тут же берёт на себя ответственность за чужих детей как-то совершенно автоматически.Американка научилась так поступать только на третий год пребывания в нашей стране.Их очень удивляет, что ребенку и беременной женщине у нас уступают места в общественном транспорте.
В сельской местности наши дети чувствуют себя более безопасно, они могут целыми днями гулять в ближайшем лесу, ходить на купалку и т.п. не под наблюдением взрослых, что в Америке и в Европе подсудное дело. И благодаря этому наши сельские дети более приспособленней к жизни.
А вот, что говорит 35 лет, швед, отец троих детей:«Дом, отец, мать — для русского это вовсе не просто слова-понятия. Это слова-символы, почти сакральные заклинания. Поразительно, что у нас такого — нет. Мы не ощущаем связи с местом, в котором живём, даже очень комфортабельным местом. Мы не ощущаем связи с нашими детьми, им не нужна связь с нами. И, по-моему, всё это было отобрано у нас специально. Вот — одна из причин, по которой я сюда приехал. В России я могу ощущать себя отцом и мужем, моя жена — матерью и женой, наши дети — любимыми детьми. Мы люди, свободные люди, а не наёмные служащие госкорпорации с ограниченной ответственностью «Семья». И это очень приятно. Это комфортно чисто психологически. До такой степени, что искупает целую кучу недостатков и нелепостей жизни здесь». http://matveychev-oleg.livejournal.com/2863092.html
Есть замечательный документальный фильм «Малыши» (2010) о воспитании и развитии детей до года в 4х странах – Америке, Японии, Намибии и Монголии. Наше отношение к детям и быт в якутских селах очень похож на тот, который показан в семье монгольского ребенка – из-за постоянной занятости родителей по быту и уходу за домашними животными ребенок часто предоставлен сам себе или находится на попечении старшего брата, который старше его на пару лет. Зато он растет в связи с природой, с первых дней общается с домашними животными, имеет свободу действий в познании окружающего мира и от этого очень спокойный и жизнерадостный.
Вообще при сравнении желательно акцентировать не на том, что плохо, а на том, что хорошо и какой полезный опыт следовало бы перенять у «них». К примеру, в Германии основам демократии дети учатся уже в детском саду. В каждом детском саду есть определённые правила и традиции. Например, в какой-то определенный день недели, дети и взрослые собираются вместе, обсуждают свои проблемы и трудности, вместе принимают решения и следят за их выполнением. Темой обсуждения может быть проблема уборки игровой комнаты или плохое поведение, или реакция воспитателя на игру детей – главное в этих собраниях то, что каждый может высказать свое мнение открыто, получить дружеский совет и поддержку. В немецком детском саду ребенок может делать то, что хочет. Основной акцент в воспитании дошкольника делается на развитие творческих способностей. Дети занимаются в разных мастерских: гончарных, художественных, швейных, цветочных, по плетению корзин – отдых и творчество одновременно! Немецкие малыши, непрерывно что-то мастерят: на праздниках, в детских садах, в своей комнате.
А воспитательницы постоянно совершенствуют свои креативные способности, посещая всевозможные курсы, а потом, внедряют все новое и интересное в работе с детьми. Девизом воспитания являются слова Гете: «Счастлив мира обитатель только личностью своей».
Визитная карточка любой воспитательницы, а позже, учительницы в школе – улыбка. Все проблемы, которые возникают внутри детского коллектива, призваны решать воспитательницы, профессионалы! Только улыбка и дружеский совет — такой подход к воспитанию детей отвечает одной из главных задач дошкольного воспитания – создать территорию счастливого и безоблачного детства.
Но какие бы ни были традиции воспитания в той или иной стране, всех родителей объединяет одно – любовь к детям.
Ребенок не приходит в этот мир, чтобы решить наши проблемы и реализовать наши планы. Новорожденный ребенок не так беззащитен, каким кажется. Природа позаботилась об этом и обеспечила достаточным иммунитетом, чтобы защитить его. Часто болезни маленького ребенка связаны с состоянием матери. Если мама спокойна, активна и жизнерадостна, то и ребенок будет таким, не смотря ни на что. И наоборот, если мама очень беспокойна, тревожна, постоянно переживает негативные эмоции – раздражительна, чувствует неудовлетворенность и подавленность, то ребенок в полной мере будет выражать ее чувства. Маленькие дети пока еще не понимают, что происходит вокруг, но они очень эмоционально чувствительны, особенно к состоянию мамы, начиная с внутриутробного развития и весь период раннего детства.
Появление ребенка – это большая радость и большая ответственность. Но это совсем не значит, что можно забыть про себя и свою личную жизнь. Можно вполне оставаться социально активной, имея маленького ребенка. Конечно, это будет не так просто, но все зависит от вашего отношения к этому. Сейчас много мам, которые занимаются спортом вместе с ребенком; открывают бизнес, сидя по уходу; путешествуют с грудничками; посещают различные мероприятия, выставки, музеи, концерты, приобщая малыша к миру.
Правильное воспитание – это не вырастить послушного ребенка, а вырастить самостоятельного ребенка, который уверенно шагнет во взрослую жизнь. Для воспитания здоровой личности необходимо:
- создавать ему условия для развития, для безопасного познания окружающего мира;
- использовать в воспитании положительную мотивацию, чтобы ребенок что-то делал не из-за страха наказания, а из-за интереса и желания достичь чего-то нового и получить одобрение;
- обязательно уделять индивидуальное внимание и время каждому ребенку, когда вы полностью себя посвящаете его переживаниям, делам, совместным играм, общению и действиям;
- вместе со свободой давать и ответственность, когда ребенок делает, что хочет, но несет сам ответственность за свои поступки.
- развивать у себя и у ребенка эмоциональный интеллект EQ – это способность понимать свои чувства, открыто проявлять их и управлять ими;
- не заставлять ребенка, а уметь с ним договариваться в любом возрасте,исходя из принципа демократии;
- выстраивать с ребенком доверительные отношения – быть с ним искренними и открытыми;
- позволять ему иметь собственное мнение,желания, мечты и мотивы, которые могут отличаться от ваших;
- быть во всем ему примером и знать, что научить можно только тому, что хорошо делаешь сам;
- удовлетворять его познавательные потребности, отвечать на все его вопросы, стимулировать познавательную деятельность для того,чтобы картина мира у ребенка была максимально четкой и ясной;
- и самое главное – это любить ребенка и проявлять свою любовь не только добрыми словами одобрения и принятия, но и невербально – улыбкой, лаской, объятиями, поцелуями, тогда ребенок будет уверен в себе, будет расти здоровым и счастливым.