В национальной гимназии «Айыы Кыһата» г. Якутска прошла встреча с Тимофеевой Анной Александровной, руководителем отдела по развитию родных языков и этнокультурной специфики Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования министерства просвещения России и Любимовой Ириной Павловной, первым заместителем министерства образования и науки РС (Я).
Учителями, педагогами дополнительного образования, родителями и учащимися были представлены арт-пространства по формированию ценностей, компетенций и личностных качеств обучающихся. Библиотекой гимназии была организована выставка региональных учебников.
В гимназии учатся дети с повышенной мотивацией к углубленному изучению языка и культуры народа саха, самообразованию и саморазвитию в поликультурной городской среде. Главная ценность — родной язык. Духовное богатство народа, определяет самобытность, культуру народа.
Основным принципом организации образовательной деятельности является диалектическое единство трех начал: национального, федерального и общемирового, обеспечивающих осознание школьником себя гражданином РС(Я), РФ и субъектом мировой цивилизации, языковой личностью народа саха.
Ключевой целью педагогического коллектива является формирование конкурентоспособного, креативного, духовно – нравственного выпускника, патриота своей Родины, готового к диалогу культур на международном уровне, обладающего профессиональными компетенциями «инновационного человека» и умеющего социализироваться в цифровом глобальном пространстве.
Определены следующие механизмы реализации:
- Образовательная программа НГ с этнокультурным содержанием
- Проекты «Цифровой образовательный этноцентр «Айыы Алаьата», проекта «Этнокультурные АРТ-пространства», «Удьуор Утум», «Преемственность» и др.
- Проектные офисы, детско-взрослые сообщества обучающихся, юношей «Эр хоһуун», девушек и матерей «Күбэйэ», отцов «Тойон сүбэ», бабушек «Ситим» и др.
- Система дополнительного образования: Удьуор Утум – фольклор, олонхо, традиционное шитье, прикладное искусство, традиционные виды хозяйствования (охота, рыболовство, кузнечное дело и др.),
- ВУД: сезонные лагеря, оздоровительно-трудовые лагеря, лингвокультурологические кружки, Айыы — медиа, «Часы откровения у камелька» и др.
Источник: @aiyy.kyhata