14 марта в рамках Всероссийского проекта «Классные встречи» состоялась ZOOM-конференция с народным писателем Якутии Владимиром Николаевичем Федоровым, журналистом, редактором литературного портала «ЛИterra», лауреатом международных премий «Триумф» и «Литературный Олимп», Всероссийской премии им. Николая Гумилева, Государственной премии Якутии и других писательских наград, также автора многих книг и более десяти пьес.
В конференции приняли участие ученики школ г. Якутска. Беседу с гостем вела Мария Алексеевна Санникова – педагог-библиотекарь Дворца детского творчества им. Ф.И. Авдеевой.
На заданные вопросы ведущего Владимир Николаевич рассказал о том, что он родился в поселке Таас-Тумус на берегу реки Лены, примерно в 330 км. от г. Якутска в Кобяйском районе. Закончил там начальную школу, учился в п. Промышленный и в п. Сангар, окончил геологический факультет ЯГУ по профессии «геолог». Во время студенчества писал стихи, заметки в республиканские газеты, тогда же начал работать в газете «Якутия», после чего его назначили главным редактором журнала «Полярная звезда», потом возвратился вновь в редакцию газеты «Якутия», но уже главным редактором. Последние 10 лет живет и работает в г. Москва, выпускает электронный литературный международный писательский журнал «ЛИterra», где публикуются стихи, очерки, рассказы, литературные исследования, и все, что связано с литературой.
На вопрос как он стал писателем, Владимир Николаевич ответил, что стал писать стихи в 12-14 лет, но тогда ему казалось, что это слабо и никому не нужно, и он забросил писать до студенчества. Во время студенчества под влиянием романтичной среды геологии, в атмосфере костров, походов, необычной природы, когда пел В.В. Высоцкий, и была популярна группа «Битлз», он поддался творчеству писательства, которое публика встретила доброжелательно. Первую заметку написал в газету «Молодежь Якутии», которую напечатали через несколько дней и сказали, что его материал стал лучшим материалом месяца, это его крайне обрадовало и заставило поверить в свои силы как писателю.
Любимая тема, объединяющая все его произведения — это история. В данное время в русском драматическом театре ставятся его спектакли: «Два берега одной победы» и «Запасной аэродром», идет восстановление спектакля «Созвездие Марии», — это все спектакли, связанные с историей Якутии, России. Также Владимир Николаевич подчеркнул, что его приход в театр был обусловлен тем, что он хотел рассказать людям те события в якутской истории, о которых он знал, но видел, что другие люди этого не знают, и хотелось с ними поделиться, а театр — это быстрый путь достучаться до зрителя. В театре было поставлено шесть пьес и все на исторические темы: «Приход первых первопроходцев в Якутию», Великая северная экспедиция Витуса Беринга, святитель Иннокентий Вениаминов, пьесы посвященные времени Великой отечественной войны и Ленд-Лизу.
На вопрос ведущего о наличии написанных детских книг, гость указал, что у него есть два произведения: «Приключения Барона Мюнхгаузена в Якутии» и «Подземные приключения Кембри». Сюжет для написания первого произведения возник в 80-е годы после поездки в Германию, где он побывал в местах, где жил Барон Мюнхгаузен. В 90-е годы «Приключения Барона Мюнхгаузена в Якутии» печатали в журналах «Колокольчик», «Чуораанчык», также она была издана отдельной брошюрой в Германии на немецком языке, в настоящее время перевели на английский язык. Вторая повесть «Подземные приключения Кембри» является продолжением реализации его географической биографии. Был придуман Кембри (от слова «Кембрийский» период), который путешествует по подземелью Якутии и попадает в эти подземные клады.
Владимир Николаевич раскрыл секреты своего писательского мастерства, рассказал, как придумывать сюжеты, героев, как мысли перенести на бумагу так, чтобы это было интересно читателю: «Нужно заниматься темой, которая действительно затрагивает вашу душу, потрясает вас, то есть вы должны узнать факт или событие, которое не оставило бы вас равнодушным. Например, его тронула до глубины души история о большой любви и человеческой трагедии участников великой северной экспедиции Василия и Марии Прончищевых, которые похоронены в устье Оленька. Мария была первой женщиной, участвовавшей в северной экспедиции, и она настолько любила мужа, что когда он умер, через десять дней умерла сама, Мария умерла от тоски по мужу… Эта история легла в основу пьесы «Созвездие Марии». Когда при создании любого творения вложены душа и сердце, зрители очень неравнодушно воспринимают ее. Поэтому, чтобы было интересно читателям, зрителям, нужно чтобы было интересно тебе самому – это главное правило писателя. Если ты работаешь над каким – либо произведением с большим интересом, значит, твой эмоциональный импульс будет передан читателю. Как и любая профессия, писательство требует совершенствования мастерства. Сейчас очень много учебной литературы, по которой можно научиться. Стихи – это импульс эмоциональный, неконтролируемый, он рождается внезапно, интонация и сюжет приходят сами. Если пишешь стихотворение, главное неравнодушно смотреть на мир, прислушиваться к самому себе, стараться делать то, что будет интересно и многим другим людям, но также нужно изучать азы, развивать писательский талант, как и музыкальный слух.
Владимир Федоров рассказал о разнице между журналистикой и литературой. Журналистика – это подача информации, это четкий, лаконичный текст, но с другой стороны, это возможность видеть мир, возможность общаться с людьми. Также высказал благодарность обеим профессиям, — геолога и писателя, за возможность увидеть много интересных, красивых мест, куда обычному человеку попасть трудно. Все поездки давали ему новые знания, эмоции, идеи и мысли. Поэтом можно стать, когда пожелаете, поэт – живет эмоциями. Писателем можно стать через журналистику – это нормальный путь, и многие писатели: А.П. Чехов, М.А. Булгаков, Марк Твен, Хемингуэй, и другие, пришли к писательству через журналистику. Принципиальное различие между журналистом и писателем в том, что журналист рассказывает о чем-то, писатель показывает, как это происходило.
Также наш гость поделился воспоминаниями о работе во Дворце детства г. Якутска. Его супруга работала там музыкальным руководителем, обе дочери ходили во Дворец детства. Во время новогодних праздников в 2012 и 2013 годах ставили его пьесы. Они стали личным зрительским рекордом, поскольку пьесу, посвященную войне 1812 года, посмотрело больше 18 000 ребят. Владимиру Николаевичу было интересно взаимодействовать с творческим коллективом, с театральной студией Дворца детства, остались очень хорошие, светлые воспоминания.
После беседы Владимир Николаевич ответил на интересующие участников вопросы. На вопрос, в какие игры он играл в детстве и какими творческими навыками владеет, гость ответил, что он рос в таежной деревеньке, поэтому все игры были связаны с природой, ходили в лес, походы, рано научился охотиться, рыбачить. В 10 лет ему подарили ружье и фотоаппарат, но больше ему понравилось снимать на фотоаппарате, и с тех пор он любит фотографировать животных. Для удовлетворения указанной страсти к фотосъемкам он несколько раз ездил в Африку, также снимал медведей на Камчатке. Также добавил: «Мы – послевоенные дети, у нас не было интернета, а были фронтовики, которые рассказывали о войне, и мы играли в войну, мы видели в этом проявление героизма и храбрости».
Поступил вопрос от участника о возрасте, когда Владимир Николаевич начал заниматься творчеством, на который он ответил, что в 12 лет написал первое стихотворение, а в 14 лет Евгений Евтушенко приехал в их поселок и устроил политический вечер и он впервые увидел настоящего, живого поэта, который читал им стихи. Это было толчком к его творчеству.
На вопрос о том, какое произведение считается самым популярным, писатель ответил, что считает наиболее популярным роман «Сезон зверя», но тут же добавил, что на этот вопрос должны отвечать читатели.
Также Владимир Николаевич поделился полезными советами начинающим писателям:
1. Написав произведение, не надо оставаться в него влюбленным, надо оставлять его за плечами.
2. На каждое произведение люди реагируют по-разному. Был случай, когда я был молодым, один ученый сказал, что в сборнике есть очень слабое стихотворение, которое не надо было вносить в сборник, и мне это очень запомнилось. Через год я встретился с другим ученым — филологом, который попросил прочитать мне его любимое стихотворение. И что вы думаете? Какой стих он меня попросил прочитать? Он назвал то самое стихотворение, которое другой ученый, доктор наук, назвал самым слабым.
3. От эмоционального состояния, от возраста, профессии и много другого зависит, как читатель отреагирует на ваше произведение.
Учащиеся заинтересовались оплатой труда писателя, на что Владимир Николаевич также не отказал в ответе, сказав, что раньше за одну написанную книгу, можно было купить дом, но сейчас такого нет, что в последние годы он получал за свои произведения двести–триста тысяч рублей.
Гость рассказал о том, что две недели назад он отправил в издательство «Бичик» рукопись романа «Сезон зверя», ранее он был издан в сокращенном виде, но в этом году летом он должен выйти в свет. В данное время пишет книгу об Африке, также написал около десятка стихов о ней. Некоторые стихи переведены на другие языки, например, в Германии, вышла книга «Африканский дневник». В настоящий момент желает соединить написанные очерки и стихи об Африке в одной книге. Одновременно он работает над сценарием художественного фильма о якутском классике Алексее Кулаковском.
На последний вопрос, заданный ведущей, о том, где он находит вдохновение, и если его нет, как заставляет себя работать, Владимир Николаевич ответил, что никогда не заставляет себя работать, если нет творческого импульса. Потому что он, как профессионал, различает произведения, которые созданы технически, по заданию, и по творческому импульсу, чувствует, в каких условиях они писались. Также раскрыл секрет вдохновения: «Не ждать вдохновения, а приводить себя в творческое состояние, так же как актеры театра входят в образ. От настроения писателя зависит очень многое, потому настроение должно быть хорошим».
В конце беседы Владимир Николаевич поблагодарил за общение детей и организаторов. Заверил, что у детей есть потенциал к творчеству, призвал их верить в свои силы. Попросил детей не заглушать, а развивать творческий потенциал, если есть тяга к творчеству и желание им заниматься. Указал, что если даже человек выберет другую специальность, и если у него есть какая-то жилка, то она найдет выход. Также высказал ребятам напутственные слова: «У вас – школьников, есть много возможностей, вы можете отправлять свои произведения в любые интернет – порталы, издательства. Желаю вам развиваться и двигаться вперед!».
И так, во время конференции ребята узнали из первых уст о становлении Владимира Николаевича Федорова как писателя, начиная от маленького мальчика из северной глубинки до народного писателя Якутии. Наверняка многие ребята мечтают обрести славу настоящего писателя и журналиста с интересной судьбой, как это получилось у нашего гостя. Благодаря проведенной конференции с его участием ребята убедились, что это возможно.
Пусть пример взлета карьеры Владимира Николаевича как писателя, его талант и мастерство прибавят ребятам веры в свои силы и окрыляют на развитие уникальных возможностей! И наша страна засветится новыми звездами в творческом небосводе!
Саргылана СВЕШНИКОВА.