В рамках республиканского конкурса «Төрүччү/Генеалогия моей семьи» Эспек Ньургун, ученик 6 класса МБОУ «Покровской СОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева» представил интересную работу «Мои предки – ессейские якуты». Руководителем юного исследователя выступили мама Эспек Любовь Васильевна, педагог ДО «Октёмский НОЦ», и Гаврильева Анна Михайловна, учитель русского языка и литературы. Автор работы уверен, что изучение этнической истории рода Эспек является одной из актуальных задач современной этнографии.
Впервые название озера Ессей, где ныне проживает этническая группа народа саха, встречается на карте, изданной Академией наук в 1745 году, где оно названо о. Езель. В дальнейшем в литературе его стали называть по-разному: ieзiejя, Евсеевское, Жессей. В настоящее время на карте озеро обозначено под названием Ессей. Это крупное пресное озеро в Красноярском крае, расположенное за полярным кругом в бассейне реки Хатанги. Находится в 1070 км от г. Вилюйска. Административная граница с Республикой Саха (Якутия) проходит в двухстах километрах восточнее.
В процессе освоения Севера часть якутов покинула пределы своей исконной территории. Одна из локальных групп по воле судьбы оказалась у озера Ессей.
Якутские ессейцы рассказывают, что они пришли на озеро Ессей после того, как на реке Лене впервые появились русские, от которых они бежали. Можно сказать, что перемещение якутов в район озера Ессей являлось частью исторического процесса, происходившего в Якутии в XVIII веке.
Сведения о первых якутах на озере Ессей относятся к XVIII в. По данным архива Туруханска, относящимся к концу XVIII в., обитатели оз. Ессей отмечаются уже как якуты.
В Енисейской губернии они именовались как «ессейские якуты». К якутам относили обитателей озера Ессей и верховий Оленька и Анабара все путешественники и исследователи, посещавшие эти районы. Известный ученый Долгих Б.О. установил, что в Вилюйске, куда жители Ессея приезжали изредка с торговыми целями, их так и называли — «ессейские якуты».
Примечателен факт, что среди коренного населения ессейских якутов озера Ессей встречаются следующие фамилии: Ботулу (Боотулуу), Эспек (Өспөх), Осогостох (Оһоҕостоох), Бети (Бэти), Чарду (Чорду), Маймага (Маймаҕа). Эти фамилии в прошлом представляли собой родовые названия.
Генеалогическое предание гласит, что основателем рода Эспек (Өспөх) является якут по имени Өспөх. Известный ученый Гурвич И.С. рассматривает, что переселение рода Өспөх произошло в XVIII в. По данным статистики Российской империи на 1883 г. в Якутской области существовал Өспөхский наслег с многочисленным населением, он и поныне существует в Усть-Алданском улусе, на территории бывшего Дюпсюнского улуса.
В прошлом каждый род имел тотемическое мировоззрение. Каждый род имел свою птицу, считавшуюся «главным богом». Род Эспек (Өспөх) имел тотемы Өспөх – куба (лебедь), кукша.
До середины ХХ века среди ессейских якутов существовал один интересный обычай, например, последним из таких «могикан» был охотник, прадед Нюргуна Эспек Христофор Иванович родом из п. Ессей – Курус оҕонньор. Местные его называли «хоhуун», потому что, приходя с удачной охоты, он обязательно выставлял одного-двух оленей среди стойбища для раздачи соседям, этот обычай назывался у ессейских якутов «ньымат». Это позволяло совместно выживать в суровых природных условиях.
Сын прадеда, дедушка юного исследователя Эспек Василий Христофорович родился в 1948 г. в п. Ессей. В 1970-е годы XX века, приехав в г. Якутск для обучения в Якутском государственном университете, получил квалификацию учителя географии. Обзавёлся семьей и остался жить в Хангаласском улусе. Так, по велению судьбы, спустя века после исхода из родных земель, потомки рода Өспөх с ессейской фамилией Эспек вернулись в Якутию.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что ессейские якуты находились в полной изоляции от основного этноса якутов, такое положение дел не привело к утрате родного языка и традиционной культуры. По настоящее время в Ессее население в совершенстве владеет якутским языком, а это говорит о многом. Проживание в другом субъекте, не привело ессейских якутов к утере самобытности и этнического самосознания.
Еспек Ньургун,
участник конкурса «Төрүччү/Генеалогия моего рода»,
выдержки из доклада