По результатам регионального этапа всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», проведенного ГАУ ДО Республики Саха (Якутия) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» в январе 2018 года, в заключительном этапе конкурса в Образовательном центре «Сириус» г. Сочи приняли участие 14 якутских школьников. Общее количество участников регионального этапа конкурса по России составило более 41 000 школьников 8-11 классов. Июльская смена «Большие вызовы» со 2 по 26 июля охватила 400 участников из 56 регионов России. Всего в конкурсе учащиеся работали над 60 проектами в 12 направлениях, ориентированных согласно стратегии научно-технологического развития страны.
Большие вызовы − это одновременно и проблемы, и возможности. Их нельзя решить и реализовать, используя только те знания и подходы, которые у нас есть сегодня. Это то, что требует новых подходов, нового знания, нового видения…
А. А. Фурсенко, помощник Президента Российской Федерации
Все вместе мы создаем новую профессиональную среду. Я уверена, что мы так же вместе продолжим наш путь, создавая новое и поддерживая друг друга.
Е.В. Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех»
Образовательный центр «Сириус» создает условия для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей и объединяет профориентационные, образовательные, творческие, исследовательские ресурсы для развития и профессионального становления детей.
Основным способом работы с учащимися в Центре является проектная деятельность. Школьный проект опирается на те же понятия и стандарты, которые существуют в настоящем проектировании и исследовании. В ходе проектной работы участник достигает востребованного результата, его работа важна и актуальна, она разворачивается в области, связанной с передовыми исследованиями и разработками, участник понимает, как и кем будет использоваться полученный им результат, он получает опыт работы с проблемной областью, постановки целей и задач, опыт получения нового решения, опыт организации деятельности.
За время, проведенное над разработкой проектов, школьники проводили исследования в самых разных научных сферах: работали над созданием прочного, но прозрачного бетона, искали методы борьбы с опустыниванием и изучали мозговые механизмы погружения в виртуальную реальность, разрабатывали технологии получения перспективных флуоресцентных белков. Учащиеся Республики Саха (Якутия) работали в составе команд над следующими проектами:
1. направление «Освоение Арктики и Мирового океана»:
— «Создание системы мониторинга и прогноза ледовой обстановки в арктических морях по данным спутниковой съемки» (Оконешникова Анастасия, МБОУ «Черкехская СОШ им. П.А. Ойунского», Таттинский улус);
— «Цифровой секстан» (Андреев Родион, МОБУ «Якутский городской лицей», г. Якутск);
2. направление «Нейротехнологии и природоподобные технологии»:
— «Изучение флуоресцентного кальциевого сенсора, используемого для визуализации биологических процессов» (Белолюбская Ксения, МОБУ «Якутский городской лицей», г. Якутск) — I место в направлении;
3. направление «Умный город и безопасность»:
— «Создание модели прогнозирования данных в сфере ЖКУ» (Сутаков Артем, МБОУ «Амгинский лицей им. академика Л.В. Киренского», Амгинский улус);
— «Аудиомаски Вконтакте» (Горохов Николай, МОБУ «Национальная политехническая СОШ №2», г. Якутск);
4. направление «Агропромышленные и биотехнологии»:
— «Анализ влияния условий выращивания микрозелени в автоматизированной теплице на содержание биологически активных веществ» (Титов Георгий, МАОУ «Саха политехнический лицей»);
5. направление «Современная энергетика»:
— «Автономный энергоэффективный жилой комплекс для Арктической зоны России с использованием возобновляемых источников энергии и систем накопления»(Алексеев Владимир, МБОУ «Таттинский лицей им. А.Е. Мординова», Таттинский улус, Иванов Тускул, ГБОУ РС (Я) «Республиканский лицей-интернат») — I место в направлении и номинация «Приз зрительских симпатий»;
— «Повышение надежности системы технического водоснабжения гидроэлектростанции» (Платонов Валентин, МОБУ «Национальная политехническая СОШ №2», г. Якутск);
6. направление «Нанотехнологии»:
— «Создание различных видов инновационных современных бетонов с использованием наномодифицированных компонентов» (Колмаков Николай, Колмакова Арина, Павлова Любовь, МБОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов», Мегино-Кангаласский улус);
— «Создание и апробация нанопрепаратов гуминовых веществ торфа» (Сафронова Юлия, МОБУ «Якутский городской лицей», г. Якутск) — I место в направлении;
7. направление «Большие данные, машинное обучение и финансовые технологии»:
— «Интеллектуальный помощник call-центра» (Новгородов Арсений, МБОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова», Намский улус).
Участники всероссийского конкурса научно-технологических проектов получили бесценный опыт работы над инновационными проектами Будущего. Для всех участников программы «Большие вызовы» вектором личностного развития стали слова руководителя Фонда «Талант и успех» Елены Владимировны Шмелевой, которые были озвучены в адрес школьников — выпускников Образовательного центра «Сириус»: «Та модель, которую мы применили, и те задачи, которые вы здесь решаете, позволят вам, уехав из «Сириуса», через год-два стать студентами ведущих российских вузов и очень быстро оказаться внутри тех проектов, программ, задач, о которых мы будем сегодня говорить. Здесь у вас есть уникальные педагоги и уникальные возможности. Они помогут вам определиться с выбором, который будет определять завтрашний день каждого из нас…».
Подробнее расскажем о трех самых актуальных по решению экспертной конкурсной комиссии проектах команд, в числе которых ребята из якутской делегации приняли большие вызовы современной науки и техники.
В направлении «Современная энергетика» было много новых и интересных проектов, готовых к внедрению, так проект энергоэффективного дома в арктических условиях решает проблему применения возобновляемых источников энергии ветра и солнца при низких температурах. Ребятами был проанализирован материал по изучению энергоэффективных технологий при строительстве домов в суровых климатических условиях и создана модель дома с системой контроля освещения через приложение в телефоне. По словам авторов, в среднем планируется реализовывать около четырех жилых комплексов в месяц в зависимости от сезона, в расчеты включены все затраты, включая работу персонала и аренду помещений. Индекс прибыльности составил больше единицы, что является показателем перспективности проекта.
Проект о нанопрепаратах гуминовых веществ торфа был отмечен как лучший в направлении «Нанотехнологии». Измельченный до наноразмерных частиц торф авторы предложили использовать для очистки от ионов тяжелых металлов и повышения плодородности почвы. Все выводы были подтверждены экспериментально, а применяемая технология не наносит вреда окружающей среде, что является одним из ценных выводов проекта.
Участникам проекта «Изучение флуоресцентных белков, используемых для визуализации биологических процессов в клетке» удалось синтезировать новый флуоресцентный белок на основе биологического материала медузы и гриба. Командой проведена его базовая биохимическая характеристика, определены конкурентные преимущества по сравнению с другими подобными белками. Ребята планируют продолжение сотрудничества с НИЦ «Курчатовский институт» и уже готовят публикацию статьи по материалам своего исследования в научном журнале.
Успех наших ребят очевиден − каждый внес личный вклад в развитие современной науки и готов к новым научным открытиям:
Белолюбская Ксения: «В июле в образовательном центре «Сириус» проходила проектная смена «Большие вызовы», участником которой мне посчастливилось стать. В течение трёх недель мы занимались решением задач, отвечающих Стратегии научно-технологического развития России. Стажеры — именно так нас называют, чтобы подчеркнуть статус молодых ученых, а не просто школьников — получили уникальную возможность сотрудничать с ведущими учеными и организациями, работать на современном дорогостоящем оборудовании, посещать интересные лекции лучших преподавателей. Все проекты, представленные на смене, были разделены на 12 направлений. Я работала в области «Нейротехнологии и природоподобные технологии», где занималась изучением флуоресцентных кальциевых сенсоров, используемых для визуализации биологических процессов в клетке. Этот проект курировали сотрудники НИЦ «Курчатовский институт», которые в дальнейшем продолжат работу по изучению флуоресцентных белков, проведут рентгено-структурный анализ полученного нами белка и опубликуют статью в международном научном журнале, указав нас в благодарностях. Таким образом, мы станем частью большого научного исследования, и, к тому же, у нас будет первая серьезная публикация. Наша работа была высоко оценена членами жюри — проект признали лучшим в направлении и мы с командой презентовали его на финальной защите. Хотя Сириус и является в первую очередь образовательным центром, мы успели не только усердно поработать, но и подружиться со многими ребятами. На смене собралось огромное количество интересных людей, мотивированных на учебу. В дальнейшем эта дружба может перерасти в настоящее научное сотрудничество, ведь большинство ребят собираются стать учеными и продолжить работу в выбранной области«.
Сафронова Юлия: «Проведённое время в «Сириус» было не только продуктивным и полезным для саморазвития, но и невероятно приятным из-за особой атмосферы, которая, я верю, присуща только этому месту. Площадка для реализации проектов своим стилем, а также помещениями с настоящим действующим оборудованием может пробудить в любом ребенке желание работать над собой и получать знания сразу в нескольких направлениях, а также способствует погружению в проект. Многочисленные лекции, общение с ведущими в своей области специалистами, а также успехи и прогресс других стажеров стимулируют к работе и стремлению получать знания всеми доступными способами. В свободное от занятий по проектам время были организованы различные активности, которые были настоящей перезарядкой после напряженного дня: сборы команд, вечерние клубы, дискотеки, прогулки по территории Сириуса, экскурсии, танцы и рисование на переменах между профильной программой. Работая над своим проектом «Создание и апробация нанопрепаратов гуминовых веществ торфа», я получила бесценный опыт работы в лаборатории и некоторые знания в области коллоидной химии«.
Платонов Валентин: «Смена прошла продуктивно и интересно. «Сириус» дает возможность определить, кто ты и кем ты хочешь стать. Это некий свет, указывающий на твой жизненный путь. В ряду педагогов есть опытные кураторы, готовые в любую минуту помочь. Этот центр не похож ни на один в России«.
Оконешникова Анастасия: «Во время проектной смены мы каждый день слушали увлекательные лекции ведущих профессоров. И было приятно познакомиться с целеустремленными, мотивированными людьми. Я работала в направлении «Освоение Арктики и мирового океана». В ходе проектной работы мы создали методику мониторинга мирового океана по данным спутниковой съемки. Эта тема сама по себе была сложной, как и все проекты. Но вместе с тем было интереснее находить, придумывать решение проблемы. Наверное, каждый из нас открыл для себя что-то новое«.
Андреев Родион: «Проектная смена «Большие вызовы» в замечательном центре «Сириус» открывает простор для возможностей и для самореализации. Работая над прикладными задачами в сотрудничестве с ведущими предприятиями, вузами страны и мира, такими как МГУ, Роскосмос и РКК «Энергия» мы окунулись в драйв научно-исследовательской и инженерной работы. Даже работая над проектом не по своему профилю, участник программы — стажер — благодаря усилиям мотивированных руководителей вместе со своими товарищами-участниками познает что-то новое. Будь то освоение сугубо прикладных компьютерных технологий или теоретические основы биологии. Но не менее значительным в жизни стажера «Сириуса» станет знакомство с замечательными, одаренными ребятами со всех краев нашей страны. Именно такие люди вдохновляют нас на новые свершения. Свою работу в рамках направления «Освоение Арктики и Мирового океана» под покровительством Национальной технологической инициативы «Маринет» считаю успешной и надеюсь продолжить такую же плодотворную работу с фондом «Талант и Успех«».
Новгородов Арсений: «Во всей программе «Большие вызовы» было видно, что организаторы ОЦ «Сириус» очень ответственные люди, также они постарались уделить внимание детским увлечениям и придумали клубы, где каждый, выбрав себе один из них, может развиваться и продолжать заниматься любимым делом. Я записался в клуб «Волшебство акварели», так как мечтал научиться техникам рисования. Среди участников я встретил целеустремленных и увлеченных детей. Проектные руководители оказались первоклассными и общительными. Все лекции были незабываемые. Темы для изучения сложные, и здесь порой, если реально желаешь с твердой хваткой одержать победу, приходится жертвовать желанным отдыхом. Вывод один: работа важнее. Я искренне рад тому, что получил столь огромные опыт и знания и благодарю организаторов, лекторов, медицинский персонал и кураторов!»
Благодарность выражают родители участников программы:
Семья Титовых: «Наша семья благодарна команде Малой академии наук Республики Саха (Якутия) за то, что дали возможность участвовать в проекте «Большие вызовы» нашему сыну, быть в числе лучших учеников страны, получить опыт участия в командной работе«.
Семья Алексеевых: «Безмерно благодарны Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) и Малой академии наук Республики Саха (Якутия) за организацию регионального этапа всероссийского конкурса научно-технологических проектов, за то, что дали возможность нашим детям проявить себя наравне со сверстниками со всех уголков России, за бесценный опыт работы в лучшем образовательном центре страны — «Сириус»! Не сомневаемся, что за эти ребятами будущее нашей республики. Желаем и впредь поддерживать одаренных детей. Спасибо вам за ваш труд!»
Семья Колмаковых: «Наши дети, занимаясь исследовательской деятельностью, стали выпускниками научной программы лучшего образовательного центра России! Это очень хорошая мотивация для всех детей нашей Республики. В прошлом году всего лишь трое школьников приняли участие в смене «Большие вызовы», а сейчас благодаря Малой академии наук поехала целая делегация. Благодарим образовательный центр «Сириус», Фонд «Талант и успех» за такую замечательную возможность детей быть причастным к большим вызовам современности, Министерство образования и науки и Малую академию наук Якутии за кураторское сопровождение наших детей и эффективную организацию регионального этапа конкурса!»
От имени учащихся, родителей, Малой академии наук Республики Саха (Якутия) благодарим Владимирову Людмилу Федоровну, учителя английского языка МБОУ «Нижне-Бестяхская СОШ с углубленными изучением отдельных предметов», сопровождавшую делегацию участников программы «Большие вызовы».
Благодарим всех наших ребят за трудоспособность, мотивацию, активность и целеустремленность, проявленные в период смены, желаем всем новых достижений в новом учебном году!
Филиппова В.В., научно-методический отдел ГАУ ДО РС (Я) «МАН РС (Я)»
В статье использованы материалы сайта www.sochisirius.ru