Вопросы для рубрики Детки и предки
1. С какого возраста ребенок начинает понимать, что такое дом, и что это не просто и не только стены, за которыми он спит и кушает? С дома начинается мироощущение ребёнка. У маленьких детей эгоцентрическое восприятие мира — то есть мир существует только вокруг меня и только то, что я вижу, «солнце светит для меня», «люди есть только вокруг меня», «мой дом — мой мир». Сначала мир маленького ребёнка — это только его комната и все что в ней, постепенно с ростом малыша, он познает весь свой дом, выходит на улицу, ходит в гости, в детский сад и бывает рад вернуться в свой знакомый и родной дом, где ему комфортно. Маленькие дети до года очень чувствительны к изменениям, поэтому они привыкают к тому что их окружает и сразу замечают что-то новое. Постоянство даёт ребёнку ощущение стабильности и спокойствия. До подросткового возраста ребёнок все воспринимает не критично, все что его окружает, естественно для него. Только в подростковом возрасте, набрав достаточно знаний, дети начинают критично оценивать, сравнивать и анализировать окружающий мир. Могут сказать: «А почему у нас не так, как у других?» Отношение к дому может меняться, сначала просто, как данность, потом критичность, потом привычка, а когда ребёнок вырастает и уезжает из дома, то может только тогда начать относится к отчиму дому с нежностью и любовью
2. Как привить ребенку понятие «дома» и семейных ценностей? Что для этого нужно делать? Нельзя научить ребёнка тому, чего нет у самих родителей. Дети сразу чувствуют фальш и обман. Если родители сами с любовью относятся к своему дому, заботятся и ухаживают за ним, любят быть дома всей семьёй, организуют семейные праздники, имеют семейные традиции, связанные с домом, то и ребёнок это неосознанно перенимет. Дом — это семья и семейные традиции, это место, где человек может отдохнуть от внешнего мира. Наверно для большинства взрослых детство ещё и связано с родительским домом — где начиналась жизнь, где можно было быть беззаботным ребёнком, которого любят просто так, а не за достижения, как во взрослой жизни, где тебя принимают и поддерживают, где тебя всегда ждут и тебе всегда рады. Если этого не было в детстве, то к этому будут стремиться и во взрослой жизни в собственном доме.
3. Со скольки лет надо приучать ребенка к домашним обязанностям? С чего лучше начинать? Некоторые родители считают, что не нужно нагружать ребёнка домашними делами, чтобы не лишать детства, но на самом деле, помогая и внося свой вклад в уход за домом, ребёнок чувствует себя нужным и полноправным членом семьи, от которого что-то зависит. Примерно к трем годам у ребёнка начинает возрастной кризис «Я сам». В этом возрасте он начинает воспринимать себя как отдельного человека, имеющего своё собственное мнение и желания. Хотя он мало что ещё умеет делать, но появляется четкое намерение поступать по своему. И ребенок хочет все повторять за взрослым — на подражании он учится жизненно важным навыкам. И в этот момент важно не подавить в нем эту инициативу, а поддерживать, создавая необходимые условия для этого. Если хочет мыть посуду, оденьте ребёнку фартук, дайте небьющуюся посуду и пусть моет её и «помогает» вам. И так с любой инициативой ребёнка — пусть готовит вместе с вами, моет полы, вытирает пыль, конечно это трудно ещё назвать помощью, скорее это создаёт дополнительные хлопоты маме, но у ребёнка закладывается уверенность в собственных силах и желание помогать. С раннего возраста привлекайте ребёнка к совместным действиям с радостью, чтобы ребёнок сам с удовольствием хотел это делать. Лучше это делать, как ритуал — поиграл, потом сразу все убрали вместе и поощрять ребёнка, даже если он не идеально выполнил свои обязанности, но очень старался. Обязанности распределять по мере сил и возможностей ребёнка. Положительная мотивация способствует тому, что ребёнку нравится выполнять свои обязанности. Если приучать к домашним делам с принуждением: «Ты должен помогать маме!» «Убери игрушки и только потом получишь сладкое». «Ты оставил много грязи, перемывай опять». «Надо всегда следить за чистотой своей комнаты», «ты опять не помыл посуду» и т.д. то у ребёнка формируется сопротивление и желание любым способом избежать этого. Мотивация давлением может работать, пока ребёнок с вами и пока вы его контролируете, вам придётся все время его заставлять, без этого он ничего делать не будет.
Примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, из книги Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи»:
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.
Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.
Помочь убрать бакалейные товары.
Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.
По расписанию давать корм домашним животным.
Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.
Протирать пыль.
Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).
Делиться с друзьями игрушками.
Доставать из почтового ящика почту.
Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
Развешивать носки и носовые платки на сушке.
Помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Сорвать с грядки салат и зелень.
Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванну.
Протирать зеркала.
Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.
Складывать и убирать чистое белье.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать прибирать квартиру.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки.
Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
Пылесосить ковер.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
Собирать вещи в школу.
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для костра.
Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Нести ответственность за свое мелкие раны.
Выносить мусор.
Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.
Накрывать на стол.
Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).
Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.
Принимать телефонные сообщения и записывать их.
Быть на посылках у родителей.
Мыть собаку или кошку.
Тренировать домашних животных.
Нести пакеты с продуктами.
Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.
Быть вежливым и учтивым с другими людьми.
Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
Гладить простые вещи.
Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)
Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
Мыть пол.
Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.
Самостоятельно наполнять себе ванну.
Помогать другим (если его просят) в работе.
Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.
Пришивать пуговицы.
Зашивать распоровшиеся швы.
Чистить кладовку.
Убирать за животными.
Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.
Срезать цветы и готовить вазу для букетов.
Собирать фрукты с деревьев.
Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.
Красить забор или полки.
Писать простые письма.
Писать благодарственные открытки.
Кормить ребенка.
Купать младших сестер или братьев.
Натирать полиролью мебель в гостиной.
Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)
Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.
Покупать продукты по списку.
Самостоятельно переходить улицу.
Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.
Печь печенье из полуфабриката в коробках.
Готовить еду на семью.
Получать свою почту и отвечать на нее.
Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
Ходить в гости.
Планировать свой день рождения или другие праздники.
Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
Мыть семейный автомобиль.
Учиться бережливости и экономии.
Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)
Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).
Не бояться одному оставаться дома.
Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
Уметь ездить на автобусе.
Ответственно относится к личному хобби.
Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)
Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.
Самостоятельно выполнять свои дела.
Косить газон.
Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
Чистить плиту и духовку.
Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
Домашние обязанности учеников старших классов
В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).
Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.
Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.
Последовательно выполнять принятые решения.
Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
По возможности зарабатывать немного денег.
5. Нужно ли делить домашнюю работу на мужскую и НЕмужскую? Порой в семьях, где есть разнополые дети, можно услышать от мальчика, что он не будет мыть посуду, потому что «это должны делать девчонки». Это зависит от отношений родителей друг другу и к труду. Во многих семьях с разнополыми детьми обязанности действительно разделены. Но если речь идёт о городе, то все обязанности по дому могут делать как мальчики, так и девочки. В деревнях, где быт ещё не достаточно благоустроен много тяжёлой физической работы, которая под силу мужчинам и мальчикам и вся домашняя работа выполняется женщинами и девочками. Поэтому в каждой отдельной семье обязанности распределяются исходя из представлений о разделении труда у родителей. Часто женщины сами не допускают мужчин к домашней работе и к уходу за ребёнком в самом начале отношений «отойди, ты все делаешь не правильно», «дай я лучше и быстрее все сама сделаю», а потом сами страдают, что муж не помогает, когда это нужно и никогда не скажет «спасибо» за то, что делает женщина. Когда думаешь, что есть мужские и женские обязанности, то действия другого воспринимаешь как должное. И если ваш(а) муж (жена) делает что-то, что по вашему он (она) обязан(а) делать как мужчина (женщина), то может стоит его (её) за это поблагодарить, потому что он (она) не обязан(а) это делать. Ведь никто никому ничего не должен. И если ваш муж, что-то делает для вас, то он это делает не потому что должен, а потому что хочет это делать, а благодарность поощряет делать это снова и снова для вас. А дети все это видят и впитывают.
6. Многим мамам кажется, что они сами быстрее все сделают, чем допросятся что-то сделать детей: «Да не смогут они, в своем возрасте, с руками, которые растут не из того места, справиться качественно с домашней работой». Правы ли такие родительницы? Чтобы научить чему-то ребёнка нужно большое терпение. Конечно взрослый все может сделать быстрее и качественнее. Есть женщины, которым важно держать всегда идеальный порядок в доме и они жертвуют всем ради этого: собственным свободным временем, отношениями с детьми и супругами — соблюдение чистоты становится частой причиной конфликтов и напряженной атмосферы в семье. Ко мне приходила одна семья на грани развода. Они жили в большом 2х этажном доме и все свободное время женщина посвящала уборке дома. Она была совершенно вымотана и раздражена, ей казалось, что муж и сын никак не поддерживают её, а только все время устраивают беспорядки, которые она устала разгребать. А муж и сын жаловались на то, что её волнует только чистота в доме и больше ничего. Отношения в семье военно-полевые, каждый видел только свою правду и все устали так жить и никто не видел выхода. И в такой ситуации нужно определиться для себя: что для меня важней всего — чистота или отношения? Мне нужен чистый дом и плохие отношения в семье или счастливая семья? Самой стать рабой своего дома или привлечь и приучить детей жить в чистоте? Крепкая семья держится прежде всего на совместном времяпрепровождении, совместных делах, играх, праздниках, обедах и ужинах. Делая что-то вместе и неважно развлекаясь или работая, родители и дети становятся ближе друг другу, отношения крепче, а это самое важное в семье.
7. У моей многодетной приятельницы все три дочки отлично готовят и делают это с удовольствием. Спрашиваю однажды: как удалось их научить? Она ответила: «Я просто всегда хвалила их за любую попытку что-то приготовить. Даже если это было несъедобно или пригорело». В этом месте я вспомнила, что вечно ворчала, когда моя дочь старалась удивить меня кулинарными опытами: гора грязной посуды, дым коромыслом, «пресно- безвкусно-продукты перевела»… В итоге отбила у нее охоту((( Выходит, надо все время хвалить? Когда мы что-то создаём и представляем миру своё творение (стихи, выпечка, фото, рукоделие и т.д), всегда волнительно ждём, а как же другие воспримут и оценят это? Особенно у девочек и женщин самооценка зависит от оценки окружающих и особенно оценки авторитетных для нас людей. Когда человек получает «лайки» 👍👍👍 он воодушевляется и понимает, что это у него хорошо получается, появляется вера в себя и свои силы, раз нравится другим. Например, когда мы дарим подарок и видим очень бурную радость в ответ, мы получаем большое удовольствие и нам хочется сделать это опять. Когда мы готовим, лучшим комплиментом будут довольные лица, быстро уплетающие блюдо. А когда нам указывают на наши недостатки: что-то неправильно, недосолено, некрасиво и т.д., то желая скрыть это, мы отказываемся от этого, лучше вообще не делать, чем слышать критику и понимать, что это не моё. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок вам помогал, то поощряйте любую его инициативу в этом направлении, даже если сначала у него это плохо получается.
8. В некоторых семьях детей поощряют за выполнение дел по дому (например, вынести мусор, помыть посуду, выгулять собаку и т.п.) деньгами. Правильно ли это? Это как будто вы приняли своего ребёнка на работу к себе. А вдруг у вас не дай Бог закончатся деньги? Тогда ребёнок перестанет все делать и уволится? На мой взгляд деньги — не самый лучший мотиватор в семейных отношениях. Можно деньгами мотивировать достижения ребёнка в учебе, например, премировать за хорошую учебу желанной вещью или поездкой. А домашние обязанности это повседневные дела, к которым нужно постепенно подключать ребёнка и не за вознаграждение, а за то, чтобы он мог сделать собственный вклад в общее дело, как полноценный член семьи. Семейные отношения — это не рыночные товаро-денежные отношения. Они строятся на любви, поддержке, доверии и уважении самоценности каждого члена.
9. У меня такое ощущение, что нынешнее юное поколение не любит создавать вокруг себя порядок – в комнаты некоторых подростков бывает страшно зайти, им нравится устраивать там пещеру, склад и т.п. (даже если в более младшем возрасте они были опрятны). Как приучать детей прибирать «свою планету»? В подростковом возрасте протестное поведение становится нормой. Если ребёнка раньше заставляли что-то делать, нарушали его права, не удовлетворяли его потребности, то до подросткового возраста он мог это молча терпеть, потому что не мог сопротивляться взрослым родителям и противостоять им, как может это делать, считая себя взрослым, подросток. Чем больше давления испытывал ребёнок в младшем возрасте, тем больше протеста и бунта будет в подростковом возрасте. Если изначально взрослые умели договариваться с ребёнком и учитывали его желания, относились к нему уважительно и доверительно, то и подростковый возраст пройдёт более-менее спокойно. С любым подростком при желании можно договорится. В перечень первостепенных ценностей подростка чистота в комнате вряд ли стоит на 1м месте. Это может быть важно для мамы, а не для него. При доверительных отношениях люди уважают ценности друг друга. Например, если мне это совсем не нужно, но я знаю, что это доставит радость маме, то мне не сложно это сделать. И точно так же для неё.
10. Что надо сделать родителям, чтобы ребенку (в подростковом возрасте особенно) хотелось возвращаться домой, быть дома, а не стремиться постоянно за его пределы? Родителям важно понимать, что у подростка появляются новые потребности — это желание как можно чаще общаться со сверстниками. Ребёнок постепенно становится взрослым, расширяет свои границы и внутренние и внешние. И если раньше он сидел дома и больше общался с родителями и братьями, сёстрами, то с подросткового возраста ему интереснее общаться со своими сверстниками и проводить больше время с ними. И дома он меньше сидит не потому что дома ему плохо, а потому что ему интереснее вне дома. Но в любом случае каждому из нас приятно возвращаться туда, где нас ждут, где всегда нам рады, где готов вкусный ужин к нашему приходу, где уютный родной уголок, в котором можно расслабиться и отдохнуть, где нас принимают такими какие мы есть, где нас любят и верят в нас.
Для кого-то дом — это собственные квадратные метры и стены. Для других «важней всего погода в доме». Для третьих дом там, где он живёт в данный момент времени. Для некоторых лучший дом — это родительский дом.
Нас удивляет, когда дом не крепость, например, у американцев, когда нет забора и крепких стен, но ведь это место жилья, а не место держать оборону.
Дом — это отражение внутреннего мира хозяев. Дом — определяет нашу территорию и наши внутренние и внешние границы. Нет ни одного одинакового дома в мире. В каждом доме своя неповторимая энергетика и климат, который создаётся её жильцами. Мир вашему дому!
1
Хотела сказать на счёт домашних обязанностей и помощи по дому родителям. Нам помогла игра «Герой домашних дел» от кампании Умные игры. Хорошо помогает приучить детей к уборке.