23 июня в Якутске на базе коррекционной школы неслышащих обучающихся состоялся мастер-класс Эмилии Ивановны Леонгард на тему «Формирование речевого слуха и слухоречевой системы – необходимое условие успешности инклюзивного образования учащихся с нарушением слуха.
Эмилия Ивановна Леонгард — советский и российский учёный-педагог, кандидат педагогических наук, создатель особого направления в сурдопедагогике «Формирование и развитие речевого слуха и общения у детей с нарушением слуха» («Системы Леонгард»), ориентированного на восстановление полноценной жизни глухих и слабослышащих детей и интеграцию их в общество слышащих. Известного на российском и международном уровнях ученого в области сурдопедагогики, кандидата педагогических наук, доцента ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, руководителя направления слухоречевой реабилитации сети центров «Радуга звуков», прибывающей в рамках III-й международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование – Путь к успеху».
Мероприятие началось с церемонии встречи гостей по традиции народа саха с приветствием и с алгысом. Была проведена экскурсия по школе для гостей с целью ознакомления с деятельностью единственного в Республике Саха (Якутия) школы-интернат для неслышащих обучающихся. Демонстрация кабинетов профессионального обучения, дошкольной группы и службы ранней помощи, кабинетов, обновленных в рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Педагоги школы с восторгом встретили дорогого гостя, к примеру Александра Роббек учитель начальных классов и воспитатель дошкольного образования хранила и пользовалась книгой Эмилии Леонгард, где на память с пожеланиями о дальнейшей успешной работе и поставила свою подпись Эмилия Ивановна.
Модератором мастер класса выступил Охлопков Егор Афанасьевич, заместитель начальника Управления образования Окружной администрации города Якутска. Открыла мастер-класс со вступительными словами директор ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащих обучающихся» Винокурова Оксана Алексанлровна.
Традиционно для всех гостей мастер — класса выступили учащиеся коррекционной школы неслышащих обучающихся с жестовой песней «Якутяночка моя» в исполнении выпускницы 2021 года Пахомовой Любы и выпускника 2022 года Омукчанова Димы, талантом поделилась Вырдылина Карина игра на блокфлейте, с танцем «Оранчикан» в выступила ученица 1 класса Саина Трофимова.
Начался мастер-класс кандидата педагогических наук, доцента ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, президент «Центра Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей», руководитель направления слухоречевой реабилитации сети центров «Радуга звуков» Эмилии Ивановны Леонгард.
Эмилия Ивановна поделилась своим впечатлением о работе педработников с учащимися с ограниченными возможностями по слуху, а также оснащенности и работе новых методик по обучению с неслышащими детьми. С большим интересом слушали каждое слово человека с огромным опытом и активно принимали участие в каждом задании. С каждым заданием в командной работе и одиночном, подробно подчеркивала восприятие человека и ребенка с нарушением слуха, приводила множество примеров, давая ценные советы по обучению, воспитанию неслышащего человека. Для всех гостей принять участие в этом мастер — классе было бесценно, ведь Эмилия Ивановна рассказывала исходя из своего личного, многолетнего опыта и для каждого слушателя это уникальный, необходимый опыт для личностного роста в работе с детьми с нарушением слуха.
После мастер-класса был свободный микрофон, ведь желающих задать актуальные вопросы на тему речевого слуха и слухоречевой системы, а также передать слова благодарности, свои пожелания было много. Первой выступила со словами благодарности заведующая сурдологопедическим центром РБ №1- Национальный Центр Медицины, главного внештатного сурдолога Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) Ильина Надежда Романовна. Белолюбская Туйара Валерьевна, представитель, член общественной организации родителей детей с кохлеарным имплантом «Шаг в мир звуков» рассказала об успехах своего центра и предоставила сертификат о распростанении опытом. От имени родителей учеников школы неслышащих обучающихся выступила Фадеева Прасковья Викторовна, заведующий практикой школьного отделения Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева, родитель ученика 10 «а» класса, задавала вопросы, где получила подробный ответ на актуальный вопрос. Прокопьева Любовь Георгиевна, учитель индивидуальных занятий по РРС и ФПСР ГКОУ РС(Я) «РСКШИНО» рассказала об опыте работы и передала слова благодарности Эмилие Ивановне.
По итогам мастер-класса обсудив проблемы реализации инклюзивного образования, раннюю реабилитацию детей с ОВЗ по слуху, особенностей профессиональной подготовки кадров образовательных организаций; возможностей межведомственного взаимодействия в интересах детей с ОВЗ; создания инклюзивной культуры в образовательных организациях и обществе в целом, участники мастер-класса предлагают:
Правительству Республики Саха (Якутия):
- Совершенствовать систему ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
- Обеспечить финансирование муниципальных учреждений, реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, для укрепления материально-технической базы.
Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия):
- Решить вопросы кадрового обеспечения по специльной (коррекционной) педагогике.
- Пересмотреть нормативную штатную численность общеобразовательных учреждений, реализующих АООП с учетом новых требований ФГОС.
- Обеспечить доступность профессионального образования во всех учебных заведениях для выпускников с особыми образовательными потребностями.
- Развивать инклюзивные процессы в профессиональном образовании.
Ресурсному центру при ГБУ ДО РС(Я) «РЦ
ПМСС»:
- Усилить работу по обеспечению психолого-педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
- Организовать курсы повышения квалификации для педагогов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с ОВЗ, с привлечением специалистов из ведущих институтов страны (Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск).
- Создать условия для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.