Республика Саха (Якутия) участвует во второй волне Всероссийского проекта «Навигаторы детства», реализуемого в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» Национального проекта «Образование» по внедрению ставок советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Роль советников по воспитанию отметил Президент России Владимир Путин на заседании Наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей»: «Это должны быть люди увлеченные своим делом. Формальный подход пойдет только во вред, скомпрометирует идею. Это не только строчка в перечне должностей, это чрезвычайно важная миссия – воспитание детей», – подчеркнул глава государства.
В республике сегодня идет работа по формированию кадрового резерва специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях. По состоянию на 15 июня из Республики Саха (Якутия) подано 1246 заявок на Всероссийский конкурс «Навигаторы детства 2.0». Победители конкурса станут кандидатами на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями.
Новым специалистам будет предложено обучение в Международном детском центре «Артек» и региональных площадках.
По мнению директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, члена Общественной палаты РФ Натальи Агре, программа обучения поможет новым специалистам заговорить со школьниками на одном языке.
«Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями сегодня является тем самым недостающим звеном, которое способно установить надежную связь между школьниками и педагогическим составом», — сказала директор института в интервью порталу «Национальные проекты РФ».
Она пояснила, что роль советника заключается в организации современного воспитательного процесса в школе с точки зрения развития деятельности детских и молодежных общественных объединений, трансляции федеральной и региональной повестки по основным мероприятиям и конкурсам, помощи в реализации инициатив учеников, увеличении охвата школьников, принимающих участие в интересных им событиях, точечной работе по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде, трансляции лучших практик и примеров наставничества.
«По всем этим вопросам советнику и классному руководителю необходимо будет наладить тесное взаимодействие», — говорит Наталья Агре.
Исполнительный директор Российского движения школьников Марина Мокшина в интервью Ленскому клубу дала высокую оценку деятельности по проекту «Навигаторы детства» в регионе, она отметила что: «К Сахалинской области, которая вошла в первую десятку пилотных регионов, добавились Якутия, Бурятия и Забайкалье. Среди дальневосточных регионов Якутия показывает самую высокую активность.
Сейчас в российских школах уже работают 2 500 советников директоров по воспитательной работе. Исполнительный директор РДШ отметила, что одним из важных результатов проекта в пилотных регионах стал существенный прирост членов движения – с 27 до 256 тысяч школьников. Новая должность также способствует поднятию престижа педагогических профессий. «Советники стали «точкой входа» всех активностей, которые реализуются в школе и за ее пределами. Они поддерживают, развивают традиционные для той или иной школы направления воспитательной деятельности (экологическое, творческое, спортивное, медиа) и выступают со своими инициативами.
Такое нововведение в школах способствует систематизации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Качественные изменения, например, произошли и в отмечании государственных праздников в формате «Дни единых действий» – на основе одинаковой концепции мероприятий для всех пилотных регионов. Руководитель РДШ заметила, что такой формат является важным для воспитания патриотически настроенных школьников, поскольку помогает сформировать понимание ключевых календарных дат и системы ценностей современной России, сделать привычные праздники интересными и осмысленными для школьников, дает возможность проявить свои организаторские и творческие способности».
Первое обучение новых кадров пройдет 29-30 июня 2022 г. в г. Нюрба, здесь будет организована площадка «Навигаторы детства» в рамках ежегодной республиканской педагогической ярмарки «Сельская школа &образовательная марка-2022» с привлечением федеральных экспертов. Кандидаты на новую должность пройдут двухдневное обучение по программе «Обновление содержания воспитательной работы в образовательных организациях», также участникам будут представлены современные игропрактики.
В программе августовского совещания работников образования республики также запланированы двухдневные курсы для советников на базе ГБОУ РС(Я) «Якутская кадетская школа-интернат».
Многих сейчас интересует, как будет организовано рабочее место советника. Здесь следует отметить, что при поддержке Министерства просвещения РФ 14 февраля 2022 г. стартовал всероссийский конкурс Российского движения школьников «Классное пространство». Ученики российских школ разрабатывали дизайн школьных помещений. Много работ поступило в номинации «Пространство детских инициатив».
Исходя из запросов детей, Министерства просвещения РФ запускает новый проект «Центр детских инициатив». В рамках проекта общеобразовательным организациям, участвующим в программе «Модернизация школьных систем образования» и проекте «Навигаторы детства» предлагается создать Центр детских инициатив для организации деятельности детских общественных объединений (движение «Орлята России», ООГДЮО «Российское движение школьников», ВОД «Юнармия», проект «Большая перемена» и др.) и организовать оснащение государственными символами Российской Федерации.
В программе «Модернизация школьных систем образования» участвуют 58 образовательных организаций Республики Саха (Якутия). Из 58 объектов 38 школ реализуют мероприятия в течение года, 20 школ в течение двух лет.
Министерством просвещения РФ 8 июня 2022 г. было организовано собеседование с руководителями 38 образовательных организаций, заканчивающих капитальный ремонт в 2022 году, где были рассмотрены вопросы организации Центров детских инициатив. По итогам анкетирования, создание пространства для детских инициатив данными школами запланировано: в отдельных кабинетах – 8, в рекреациях- 27, в кабинетах и рекреациях- 3.
Директор Алданского лицея, участвующего в программе «Модернизация школьных систем образования», Людмила Бузова отметила, что у них уже существует помещение для организации деятельности детских общественных объединений: «У нас большинство детей задействовано в Российском движении школьников, мы выделили им кабинет, где они собираются и обсуждают свои дела. Итогом является то, что активисты РДШ — члены ДОО «Республика лицей» являются победителями и призерами многих Всероссийских и республиканских конкурсов РДШ. Будем еще дальше работать над улучшением и оснащением кабинета».
Отрадно, что руководители образовательных организаций видят необходимость в создании Центров детских инициатив.
После подведения итогов Конкурса «Навигаторы детства» общеобразовательным организациям, трудоустроившим советников директора по ВР, будет предложено организовать работу по созданию аналогичных центров, так как эти Центры и будут рабочими местами для советников.
Помимо этого, какие изменения ждут школы с 1 сентября 2022 года?
— Каждая неделя будет начинаться с поднятия флага и исполнения гимна России.
— С 1-го класса школьники будут изучать историю, посещать киноуроки и занятия «Разговоры о важном».
— Вступят в силу новые ФГОС.
— В старших классах будет введён курс «Россия – моя история» с целью формирования целостного представления о нашей истории.
Хотелось бы завершить словами исполнительного директора РДШ Марины Мокшиной:
«Большая вовлеченность Якутии в проекты РДШ – в том числе результат планомерной молодежной политики и воспитательной работы подрастающего поколения. Вопросам самореализации и патриотического воспитания школьников Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев уделяет особенное внимание. По его мнению, в текущих условиях воспитание молодежи должно стать приоритетным направлением государственной политики: «Когда на нашу страну ведётся целенаправленная атака Запада, одной из ключевых задач становится воспитание молодежи. Формирование мировоззрения подрастающего поколения, на мой взгляд, должно стать одной из ключевых задач для государства».
Нюргуяна Макарова, специалист по работе с молодежью ФГБУ «Росдетцентр», региональный координатор ЯРО ООГДЮО «Российское движение школьников», куратор ФП «Навигаторы детства»