«Молодой, креативный, влюбленный в свою профессию, и на одной волне с учениками». «В нем сочетаются внешняя привлекательность, ум и самоирония». Такие комментарии можно найти на просторах интернета о нашем герое – Дмитрии Владимировиче Ковальском – учителе биологии и географии СОШ № 7 г. Якутска.
Пожалуй, о таком педагоге мечтает каждый из вас. И нам, признаться, после знакомства с ним по-хорошему стало завидно тем ребятам, кому посчастливилось у него учиться…
«Всегда нравилось
учить»
– Из детства память оставила отрывки: я сижу перед своими игрушками и учу их, кого-то из них отчитываю, ругаю. Особенно «доставалось» от моих нравоучений кукле, которую я называл Мотя. Эта игрушка, кстати, до сих пор хранится в нашем доме, как память о детстве.
Сколько помню себя, мне всегда нравилось учить. И на выбор моей будущей профессии большое влияние оказала семья, особенно дед. С малых лет он остается для меня примером для подражания, и я бесконечно его люблю и уважаю.
Первый урок
–Это было 3 сентября. Урок биологии в VI классе. 30 пар глаз глядели на меня в ожидании. Мы сразу же окунулись в тему урока. Я люблю свой предмет, знаю его, наверное, поэтому мой первый рабочий день прошел легко.
«Признание детей – это держит меня в школе»
– За всю свою жизнь я слышал немало критики: и в институте, и от коллег, бывало. Но еще ни разу за 6 лет своего стажа не получил замечания от своих учеников. Это, наверное, меня и держит в школе – признание детей и уверенность, что делаю все верно.
«Иду на работу ради детей»
– Многие говорят: «Не дети решают судьбу учителя, и не им определять работать ли педагогу в школе!». А я как раз-таки считаю, что именно ради детей мы работаем. Я не должен знать всех учителей своего педколлектива по именам, сколько у них детей, какое их семейное положение и т.д. Но я обязан знать все о своем ученике: что он любит, чем дышит. Вот это я точно должен знать. И приходить на работу не ради того, чтобы завести дружбу с коллегами или построить карьеру, а только ради детей.
«Учитель должен работать не с бумагами, а с детьми»
– Считаю, что работа педагога с отчетами и планами не должна идти во вред его основной деятельности. Учитель, в первую очередь, должен работать не с бумагами, а с детскими умами, и учить их не только предмету, но и жизни.
К сожалению, многие педагоги, не освоившие навыки работы с документами, которых от них требуют, начинают замыкаться и перестают творить.
«Взрослый не умнее ребенка.
Он всего лишь старше его»
Почему взрослые не могут найти общий язык с детьми? Ошибка многих взрослых – они считают себя умнее своих учеников.
Ребенок не глупее взрослого, просто он обладает немного меньшим багажом знаний, жизненным опытом. И дети – это не маленькие люди, это люди, которые просто моложе тебя. Вот и всё. Я стараюсь относиться к ним, как равным, и дружить с ними. Ведь друзей любят и уважают. И, когда кто-то из ребят огорчает меня, я говорю: «С друзьями так не поступают…»
«Не оценки –
главное»
– К оценкам отношусь скептически. Не оценки решают судьбу человека, а человеческие качества и навыки, которые он получил. «Пятерка» по биологии не сделает моего ученика хорошим специалистом и порядочным человеком.
«Я женат пока на школе…»
– Каждый человек должен отдохнуть и позволить себе подпитаться энергией, чтобы приступить к новой рабочей неделе с новыми силами и творить в полную силу.
Кстати, хотел бы передать привет своим завучам, которые поставили мне в субботу уроки с самого раннего утра, – смеется Дмитрий Владимирович.
«Пришлось смириться»
– Когда я стал учителем, мне начали дарить цветы. Наверное, не все артисты получают столько цветов, сколько учитель за свою жизнь. Пришлось с этим смириться…
Для души…
– Занимаюсь спортом всю жизнь, но не для достижений, а для души и здоровья. Бегаю, езжу на велосипеде, провожу свободное время в спортзале. Мужчине необходимо заниматься физической нагрузкой. И дело не в накачанных мышцах, а в уверенности в себе и своих силах, в том, что сможешь защитить себя или другого.
О публичности и статусе учителя
– Я всегда и везде говорю, что я учитель. И всячески стараюсь поднять статус моей профессии в глазах других. Считаю, что для этого все средства хороши. С этой целью мне пришлось когда-то стать публичным человеком – согласиться на предложение сниматься в кино и принять участие в конкурсе «Мистер Якутия». (В 2013 году Д.В. Ковальский стал победителем этого конкурса в республике и на Дальнем Востоке. Автор). Я сделал это не для того, чтобы просто покрасоваться, а для того, чтобы показать свой интеллект, свои достижения. Пусть все знают, что учитель может быть разносторонней и интересной личностью.
В профессиональный праздник всем учителям я пожелал бы здоровья, воспрять духом, прекратить сутулиться! Очень хотелось бы, чтобы в общество вернулось уважительное отношение к статусу учителя. А ребятам я сказал бы, чтобы в этот день они порадовали своих учителей своим теплым, человеческим отношением к ним. Подойдите и просто обнимите своего учителя, скажите ему приятные слова! Это будет дороже любого подарка.
Беседовала
Юлия Попова.
Фото Василия Пак.