От чего мы тревожимся? Что не даёт нам спать по ночам? Причин может быть много, как показывает опыт работы специалистов анонимной помощи для подростков – нам часто страшно быть не такими, как все. Мы боимся быть хуже других, боимся обидеть близких людей, и иногда не понимаем самих себя. Мы любим кого-то и ждём, что нас полюбят в ответ. Совместно с психологом ГБУ РС (Я) «ПсихологиЯ» Анной Павловной ФЕДУЛОВОЙ попробуем разобраться с самыми часто встречающимися трудностями подростковой жизни.
Эмоции управляют мной
«У меня часто меняется настроение. То я хмурый и на всех злюсь, то слишком радостный и счастливый. Когда мне грустно, я всех ненавижу и хочу, чтобы меня не доставали. Кричу на родителей, обижаюсь на друзей. Потом мне становится стыдно за свое поведение. Как мне научиться себя контролировать?»
Анна Павловна:
– Нужно понимать одно: настроение – это наши эмоции, которые находятся в постоянном движении и зависят от множества обстоятельств. Они реагируют на радостное событие или опасность. Для нормального функционирования одинаково важны и положительные, и отрицательные эмоции (печаль, тоска, тревога, ненависть, злость и т. д.), ведь они позволяют адекватно реагировать на происходящее вокруг, понимать других людей и взаимодействовать с ними. Если Вы желаете научиться управлять своими эмоциями, то вот Вам советы.
Отстранитесь. Если Вы внезапно почувствуете необъяснимую тоску или раздражение на пустом месте, попытайтесь понять, чем они вызваны. Поняв причину Вашей грусти, оцените, насколько она значима для Вас (в масштабе всей Вашей жизни), — это поможет Вам взять под контроль свои эмоции.
Найдите выход эмоциям. Йога, боевые искусства и дыхательная гимнастика помогут осознать собственные силы и приведут в гармонию тело и душу. Вы научитесь сохранять спокойствие, находить внутренний баланс и не терять присутствия духа.
Примите себя. Необходимость соответствовать жесткому стандарту успешности усиливает апатию и депрессию. Принимая себя в любом настроении и развивая внутреннюю независимость от общественных правил, Вы сможете обрести силы.
Про любовь
«Я влюбился в своего лучшего друга, она весёлая и всегда поднимает мне настроение. Мне хочется признаться ей, но у неё есть парень. Мне больно смотреть на них и что они вместе. Хочу, чтобы они расстались, но не хочу, чтобы она страдала».
Анна Павловна:
– Советую дать оценку своим чувствам. Насколько Вы полюбили этого человека, видите ли Вы её рядом в своем будущем, кем она для Вас представляется и последнее – насколько поменялась Ваша жизнь после знакомства с ней? Если Вы считаете, что встретили идеальную девушку, и она воспринимает Вас таким, какой Вы есть, то придерживайтесь следующих советов:
— во-первых, поговорите с девушкой о ее парне. Можно попробовать осторожно выяснить правду об их отношениях и степень серьезности без излишнего любопытства;
— во-вторых, узнайте, счастлива ли девушка в отношениях. Если она жалуется вам на парня, это верный признак того, что не все гладко. Постарайтесь понять её чувства. Не стоит навязываться, если девушка состоит в прекрасных или длительных отношениях;
— в-третьих, узнайте, заинтересована ли девушка в Вашей персоне в романтическом смысле этого слова. Постарайтесь найти подтверждение этому. Старается ли девушка найти время, чтобы поговорить с Вами? Улыбается ли она, когда вы заходите в комнату? Она ищет оправданий, чтобы быть рядом с Вами? Она осторожно флиртует? Если все это так, Вы, возможно, нравитесь девушке. Вот несколько способов проверить, так ли это на самом деле:
– поговорите о других девушках в ее присутствии. Сделайте это невзначай. Посмотрите, ревнует ли она;
– сделайте девушке несколько комплиментов. Получаете ли вы комплимент в ответ?
Как избавиться от чувства неуверенности?
Первый вопрос. «Мой ребёнок очень боится что-либо спросить у незнакомых. Может проехать остановку, а спросить побоится. Как быть?»
Второй вопрос. «Дочка учится неплохо. Всё знает, но на уроке никогда не поднимет руку. Из-за этого учителя думают, что она не готова к уроку. Я всегда прошу её, чтобы на уроке поднимала руку и отвечала. Но мои просьбы остаются безрезультатны.»
Анна Павловна:
– Это связано, прежде всего, с чувством неуверенности в себе. В этом случае следует чаще разговаривать с ребёнком, расспрашивайте, задавайте вопросы. Пусть ребенок говорит о том, чего он боится, «выпускает» наружу то, что его пугает. Не переубеждайте, а внимательно слушайте. Уточняйте у ребёнка: «И что будет потом?», «И как это происходит», «А откуда они берутся?», «Если он подойдет к незнакомому человеку и заговорит с ним, что потом произойдет?» и т.д.
Для того, чтобы у Вашего ребёнка развилось чувство уверенности в себе, придерживайтесь следующих рекомендаций:
— Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Более верный путь – научить ребёнка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать своему ребёнку: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты опять принес двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь принести лучшую оценку». Всегда оставляйте ребёнку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребёнку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.
Примите своего ребёнка таким, какой он есть. Цените все, даже если лично для Вас не интересны его успехи в какой-то области, и Вы ждете других достижений.
— Учите ребёнка обдумывать возможные альтернативы своих поступков или замыслов. Если вы вместе с ребёнком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребёнку, да и Вам тоже, особое отношение к своим перспективам.
Никогда никому не говорите о своем ребёнке плохо. Ни в коем случае не называйте ребёнка такими словами, как «глупый», «невезучий», «нет способностей» и т.д. Постарайтесь даже не думать в таком негативном ключе. Может так случиться, что Вы окажетесь единственными, кто верит в Вашего ребёнка. Если не Вы, тогда кто?
Позвольте вашему ребёнку, хотя бы иногда, спорить с Вами.
Если Вы сделали это, дальше позвольте ему убедить Вас в чем-то для него очень важном. Если у Вас получилось, то позвольте ребёнку хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если Вы с этим категорически не согласны. Данным образом Вы учите ребёнка формировать собственное мнение, а, следовательно, уверенное поведение в себе.
Автор: Света ИВАНОВА