В Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своей малой Родины, своего края. Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в истинно детских видах деятельности.
Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте является способом формирования познавательной деятельности и средство воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения, а игры с конструкторами формируют у детей пространственное мышление умение анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством конструкций. В совместной конструктивной игре дети учатся работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться — кто какую часть работы будет выполнять.
Нами была задумана и реализована напольная игра – конструктор «АЙ – ТУТ — ООННЬОО», предназначенная для детей от пяти лет и старше (5+),
которая стала одинаково интересна как мальчикам, так и девочкам. В состав игры входят деревянные кубы и цилиндры (палки) разных размеров (длины), тщательно отшлифованные и окрашенные акриловыми красками, дополнительный вспомогательный материал (шторки) с изображением флага, герба Якутии, растительного и животного мира республики, картин народного художника Якутии Х.Д. Степанова. Преимуществами деревянного конструктора являются полностью органические, без синтетических компонентов материалы из массива твердых лиственных пород, которые прочны и надежны.
Руководство игрой-конструктором было направлено на умение детей конструировать по заданной схеме, фотографии, рисунку, желание целенаправленно экспериментировать и создавать оригинальные конструкции. Наблюдая за захватывающей игрой мы с удовольствием отмечали как дети увлеченно создавали схему будущей конструкции, самостоятельно и творчески реализовывали свои замыслы. В ходе игр нами задавались задачи проблемного характера: достраивание блоков разных конфигураций, с которыми дети справлялись достаточно легко. В основном, тематику игр подсказывали «шторки» — изображение сюжетных картин: «Балаҕан», «Царство вечной мерзлоты. Пещера», «Дом Правительства Якутии». Наиболее полюбившимися играми стали постройка лабиринтов и пещер различной конфигурации, строительство двух и трехэтажных домов. Дети самостоятельно придумывали варианты игр, таких как «Чей дом длиннее (выше, больше)». Мальчикам больше нравится конструировать военную технику (танк, самолет, бронетранспортер, авианосец), девочки же используют конструктор в качестве приспособлений для сюжетно-ролевых игр «Почта, аптека, магазин, телестудия новостей».
Таким образом, считаем, что создав в группе условия для игры с использованием деревянного конструктора, мы смогли успешно реализовать задачи познавательного, социально-коммуникативного и
художественно-эстетического развития. Дети непосредственно общаясь и занимаясь конструктивно-модельной деятельностью, «незаметно» пополняют запас знаний и представлений об окружающем мире, о родном крае, приходят к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
Елисеева Марина Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
Иннокентьева Анна Петровна, воспитатель —
лауреаты выставки «Педагогический потенциал авторских игр и игрушек», проведенной в рамках республиканского форума работников образования Республики Саха (Якутия) «Дошкольное образование – инвестиции в будущее» (март, 2019 г.)