В рамках январского совещания работников образования и науки Республики Саха (Якутия) была организована традиционная онлайн-площадка «Перспективы дальнейшего развития Российского движения школьников в регионе». Модератором и площадки выступила: Макарова Н.В., региональный координатор РДШ в РС(Я), специалист по работе с молодежью ФГБУ «Российский детско-юношеский центр». Всего приняло участие 435 человек.
Выступление Нюргустаны Макаровой, регионального координатора РДШ в РС(Я) на тему: Роль и место РДШ в деятельности общеобразовательной организации.
2 слайд- В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу, 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
3 слайд- Деятельность РДШ направлена:
— на воспитание детей;
— на развитие детей на основе их интересов и потребностей;
— на организацию досуга и занятости школьников
4 слайд (структура) Отношения образовательной организации и РДШ рассматриваются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы или учреждения дополнительного образования. Инициаторами создания РДШ в образовательных организациях могут быть и взрослые, и дети. Педагоги-инициаторы становятся добровольно кураторами, активными участниками РДШ. Именно эта группа педагогов и детский актив РДШ выступают генераторами новых идей, реализация которых – импульс к развитию воспитательной системы образовательной организации, что отражено в Методических рекомендациях по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2017 г. № ТС-512/09 «О направлении методических рекомендаций»).
5 слайд- Четыре направления деятельности РДШ согласуются с направлениями программы воспитания и социализации школы, а, следовательно, и с программой воспитательной работы класса. Мероприятия РДШ позволяют формировать личностные результаты образования школьников, в т.ч. базовые национальные ценности, на формирование и развитие которых направлены программы воспитательной работы с обучающимися.
Участие детей в конкурсах, акциях, проектах Российского движения школьников способствует решению задач дополнительного образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности (статья 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
На основании статей 83 и 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть интегрированы с основными образовательными программами общего образования, что создает условия для приобщения обучающихся к общественной деятельности и участия в детско-юношеских организациях и движениях, а, следовательно, и в Российском движении школьников.
6 слайд- Мероприятия Российского движения школьников также могут быть включены и в содержательный компонент программ внеурочной деятельности обучающихся, т.к. способствуют:
− созданию инклюзивной среды в образовательной организации (дети с ограниченными возможностями через деятельность РДШ включаются в жизнь сверстников, школы, формируются положительные межличностные отношения в классном коллективе);
− улучшению условий для развития (разнообразие мероприятий РДШ, современные способы подачи информации о деятельности организации учитывают потребности и возрастные особенности обучающихся);
− достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы (активное участие школьников в акциях, конкурсах, проектах РДШ обеспечивает развитие личностных и метапредметных результатов образования).
7 слайд- Таким образом, содержание мероприятий Российского движения школьников может использоваться при реализации программ воспитания и социализации образовательных организаций, программ работы классных руководителей, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, что способствует совершенствованию воспитательной системы школы, т.к. направлено на развитие личности ребенка.
На сегодняшний день 3 проекта РДШ реализуются в рамках национального проекта «Образование»:
8 слайд — «Конкурс «Добро не уходит на каникулы»;
9 слайд -Всероссийский проект «Классные встречи РДШ»;
10 слайд — Всероссийский конкурс профессионального мастерства вожатых «Лига вожатых».
11 слайд- И в этом году стартовал Новый конкурс «Навигаторы детства». Организаторами конкурса являются Минпросвещения России и РДШ.
22 января на пресс-конференции в ТАСС министр Просвещения РФ Сергей Кравцов и исполнительный директор РДШ Ирина Плещева объявили о старте конкурса «Навигаторы детства», который направлен на отбор кандидатов на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями. Новая должность будет официально введена в штатное расписание общеобразовательных учреждений в пилотном варианте в десяти регионах России уже с 1 марта 2021 года.
Целью Конкурса является создание кадрового резерва специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность и формирование воспитательного пространства на уровне детского коллектива в образовательных организациях.
Задачи:
— выявление квалифицированных специалистов в области воспитания, поддержка и повышение их социального и профессионального статуса;
— развитие профессионального сообщества специалистов Российского движения школьников, работающих в образовательных организациях;
— содействие повышению воспитательного потенциала образовательных организаций;
— совершенствование содержания воспитания на основе деятельности Российского движения школьников;
— выявление и распространение инновационного воспитательного опыта лучших практик в педагогической, социокультурной деятельности, а также новых психолого-педагогических методик, технологий в области воспитания детей и молодежи на основе содержания деятельности Российского движения школьников.
Критерии отбора:
-Опыт вожатской деятельности (подтвержденный документально)
-Опыт работы в проектах РДШ (в роли участника)
-Опыт реализации деятельности РДШ (в роли наставника)
-Подтвержденный опыт работы с детской общественной организацией;
-Лидерские качества;
— Авторитетные компетенции;
— Психолого-педагогические компетенции;
— Рекомендации от прошлых руководителей (советов)
Опыт работы классным руководителем/тьютором/ помощником преподавателя/педагогом дополнительного образования.
То есть Конкурс «Навигаторы детства» сформирует для школ кадровый резерв педагогов системы воспитания. Конкурс открыт для всех, кто уже имеет педагогический опыт, без ограничений по возрасту и стажу работы. Студенты педвузов с четвёртого курса могут принять участие в конкурсе, пройти обучение и стать советниками директоров школ по воспитанию, реализовывать на практике знания, полученные в вузе.
с 22 января по 14 марта 2021 года
Основной конкурсный этап
с 14 марта 2021 года
Подведение итогов конкурса
не позднее 21 марта 2021 года
Обучение в МДЦ «артек»
с марта 2021 года
Подача заявок- на сайте Корпоративного университета РДШ
13 слайд- Образовательный блок организует МДЦ «Артек».
Директор Международного детского центра «Артек» Константин Федоренко объяснил, что обучение в очно-заочной форме пройдёт с марта по август, за это время планируется обучить 2500 человек, программа рассчитана на 106 часов.
В первой, заочной части обучения слушатели освоят теоретические основы воспитания, профилактики негативных явлений в цифровой среде, способы защиты детей от информации, которая вредит их здоровью и развитию. В процессе обучения запланировано детальное изучение примерной программы воспитания – основного документа, определяющего весь воспитательный процесс в школе.
Вторая часть – очная, она будет проходить на территории «Артека» с практическим погружением в образовательную среду. Участники смогут вдохновиться интересными идеями, проникнуться атмосферой творчества, познакомиться с многообразием форм воспитательной работы, основа которой – коллективная творческая деятельность.
«Хочу объявить, что сегодня официально стартует конкурс по отбору советников директоров по организации работы со школьниками. Это одна из важных частей нашей работы по воспитанию. Хочу сразу сказать, что главная задача – чтобы школьник мог для себя делать осознанный выбор, чтобы школьник знал свою малую родину, большую родину, уважительно относился к сверстникам, родителям, учителям. Воспитание – это формирование определённых ценностей, которые делают школьника уверенным в себе, счастливым, успешным в жизни», – сказал Сергей Кравцов.
Запуск проекта обусловлен изменениями, внесёнными в закон об образовании, которые были инициированы Президентом России. Поправки систематизируют всю воспитательную работу со школьниками. С 1 сентября 2020 года школы уже реализуют программы воспитательной работы.
На данный момент уже есть десять пилотных регионов, которые примут лучших участников на работу в свои школы, – это Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, город Севастополь и Ставропольский край.
Исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева отметила, что задача воспитательного процесса – интегрировать ребят в повестку жизни школы, города, региона.
«Воспитание – это привитие базовых ценностей. Для этого необходимо понимать, как формируется человек, чем он начинает и заканчивает свой день. Чтобы эффективно взаимодействовать с поколением зумеров, его нужно знать. Брешь в общении взрослого и ребёнка будет теперь восполнена. Интерес к конкурсу большой, мы надеемся, что в эксперименте примут участие все регионы и мы сможем показать хорошие результаты», – сказала Ирина Плещева.