Книга делает человека крылатым. Ф. Гладков
Как пробудить интерес к серьезному чтению? Полифункциональность, встроенность чтения во все виды речевой и психической деятельности в социокультурном пространстве требует творческого подхода в читательской социализации и должно вбирать разные подходы, интегрируя их в программы системообразующего типа.
Размышления над этими вопросами заставили меня составить программу «Чтение как фактор вхождения личности в культуру мира».
Основные направления
программы |
Подпрограммы | Проекты |
Учебное. «Книга на уроке»: воспитание вдумчивого читателя | 5 класс | |
«Звездочка» | «Путешествие в Страну самоцветов» по сказам П. Бажова | |
Внеклассное. «Книга и мы»: развитие интереса к книге | 6 класс | |
«БиблиоШЕСТвие | «Гераклиада» (по мифам Древней Греции) | |
Научно-исследовательское. «Книга –ключ к знаниям»: привитие стремления к НИР | 7 класс | |
Книжная радуга | «Маленький герой большой войны» (по «Сыну полка» В. Катаева, по книге «Дети-герои») | |
Творческое.«Книга – путь к творчеству»: развитие творческого читателя, способностей | 8 класс | |
«Библио∞» | «Я пришел к тебе с приветом…» (по лирике поэтов 19-20 века) |
Программа опирается на принципы проектного подхода, учета интересов и потребностей разных возрастных групп, участия учеников в разработке и реализации мероприятий, взаимодействии учителей, библиотеки и семьи. Чтобы программа была эффективной, мы стали работать по четырем направлениям. Первое направление «Книга на уроке» – учебное. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя требует новых форм и методов преподавания. Второе направление, внеклассное, «Книга и мы». Проводимые интеллектуальные игры, конкурсы, рекламные акции прививают интерес к чтению. Для третьего направления, «Книга – ключ к знаниям», целью является привлечение учащихся к исследовательской деятельности. Четвертое направление, «Книга – путь к творчеству»,- творческое, предполагает работу с одаренными детьми, пропаганду их творчества, организацию выставок, презентаций.
Как ведется работа по направлениям? Они, конечно, между собой связаны. Направление «Книга на уроке» учит детей работать с книгой, с текстом на занятиях. Как учитель, я заинтересована в том, чтобы на уроках результативность чтения была наглядна и отражала уровень достижения и показатели продвижения в культуре чтения. При работе с текстом (в текстовой деятельности) важно выдерживать системность и комплексность. «Книга и мы» — самое интересное и эффективное направление по привлечению детей к чтению. Оно должно содержать интересные подходы, приемы. Кроме традиционных викторин, интеллектуальных игр, литературных праздников, мы организовывали PR-акции. Коллективная творческая деятельность организуется таким образом, чтобы дети узнали что-то новое, интересное, развивали творческое воображение.
В каждое тематическое мероприятие мы стараемся привнести элемент, дух времени, произведения, которому оно посвящено. По «Приключениям Тома Сойера» провели «Ковбойскую вечеринку». Пятиклассники нарядились настоящими ковбоями, класс оформили в стиле американского салуна. Устроили выставку рисунков, прочитали самые интересные страницы, перекусили «американской» едой. Эта вечеринка надолго запомнилась моим детям. Мероприятие не превратилось в «развлекаловку», а стимулировало к чтению. По книге «Остров сокровищ» провели костюмированную игру «Поиск сокровищ». Разодевшись пиратами, искали клад, запрятанный в «пещере самоцветов», по «старинной» карте. Зачем я пишу так подробно об этом? Как педагог и руководитель классного коллектива стараюсь организовать школьную жизнь воспитанников таким образом, когда происходит постоянное освоение, усвоение, присвоение учащимися достижений общечеловеческой культуры. Этот процесс и есть деятельность ребенка. Все мероприятия дети проводят сами, готовятся самостоятельно. Так, внеклассная работа с книгой не только прививает интерес к чтению, но и воспитывает активного, творческого читатели. Ученики помогают обогащению фонда библиотек и собрали 68 книг для коррекционной школы-интерната. Они уверены: книга, которая уже прочитана и пылится на домашней полке, найдет своего читателя в школьной библиотеке.
Не зря говорят: «Книга – ключ к знанию». Для детей, которые любят читать и творчески относятся к процессу чтения, книга становится стимулом для исследовательской работы. Именно такие дети-читатели способны творчески читать и создавать интеллектуальные продукты. Мне повезло, потому что всегда были ученики, считающие чтение самым интересным и нужным занятием. Николаев Антон в 6 классе прочитал стихотворения Н. Матвеевой, и они ему очень понравились. Дальше он познакомился с картинами художника А. Чикачева. Вот из таких незаметных событий получилась очень интересная работа «Образ одуванчика в русской лирике ХХ века». С этим докладом он выступил во Всероссийском форуме «ЮНЭКО» и занял первое место. Эта работа, как лучшая, была отмечена серебряным знаком отличия. В 2016 году я, как классный руководитель, повезла десять своих учеников в Москву для участия во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «ОБРЕТЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ». Семеро из них заняли первые места, трое – второе. Николаева Аина с докладом «Мотив дома в сборнике «Детство-49» заняла первое место, получила серебряный знак отличия. Данилова Аида – доклад «Горькая соль войны (История Кемпендяйской колонии №8 в лицах)» — заняла первое место. Михайлова Мотя с докладом «Сунтарская Введенская церковь: ее роль в распространении православия и просвещении якутского народа» заняла первое место, отмечена Грамотой представителя Главы Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви. В 2018 году на региональной НПК «Шаг в будущее» Павлова Гералина с докладом «Тема рыболовства в картинах якутских художников» заняла второе место. Работой заинтересовался художник А. Чикачев и пригласил в свою студию, где прошла очень интересная и насыщенная беседа.
Работая с учениками, используя традиционные формы, стараюсь, чтобы ребенок ощутил свою значимость: готовим мы любое мероприятие вместе с детьми, тщательно и долго. Это работа кропотливая, и в ней главное – последовательность совместной с детьми разработки проблемы, от простого решения к более сложному, и чтобы это сложное было самым интересным. Все многообразные формы работы с книгой подчинены главной задаче: введению ребенка в мир литературы, воспитанию будущего читателя. Моя задача – создать такие условия, чтобы таких, творчески читающих детей было больше, ведь творческое чтение — предпосылка развития творческого потенциала личности.
Все направления программы работают на то, чтобы каждый ребенок нашел свой путь читателя и потом сам стал творческим человеком. Пусть это будет рисунок, поделка к произведению, незатейливый стишок, маленький рассказ, собственная сказка – все это станет стимулом для творческого развития личности ученика. По итогам анкетирования было отмечено, что ученики 5-8 классов стали читать больше. Самое главное – возрос интерес к добрым, умным книгам. Программа побудила учащихся определять свои интересы, активизировала чтение, способствовала творческому самовыражению детей. Я надеюсь, что она помогла моим воспитанникам «отрастить крылья» для полёта в пространство культуры мира.
На первый взгляд, программа развивается успешно. Но мне, как учителю, не нравится потребительское отношение к чтению как к источнику получения знаний, не вполне удалось привить творческое отношение к произведению. А неудача, вызывающая тревогу — отсутствие видимых положительных результатов среди старшеклассников.
Я — счастливый человек, потому что живу на родине, занимаюсь любимым делом. Мне повезло со школой и коллегами, с детьми и родителями, потому что мы – единомышленники. На нашей северной земле самое главное богатство – это человек. От того, каким мы его вырастим, зависит будущее страны. И это будущее для меня состоялось в 2018 году, когда я выпустила свой любимый одиннадцатый «б», отправила в дальний полёт во взрослую жизнь. Завершая семилетний этап нашей совместной работы, я посвятила им свое стихотворение:
“Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?..”
Поэта крик души послушай, друг!
Зажги звезду в душе своей.
Любой из нас – планета, космос,
В котором скрыта тайна жизни.
Не будь свечой, огарком сальным,
Гори, как солнце, грей теплом.
Пойми: секрет везенья прост совсем –
Дари любовь, твори добро.
Когда темно и пусто в сердце,
Надейся, верь в себя и жди:
Звезда счастливая взойдёт
На тёмном, мрачном небосклоне.
А «значит – это необходимо,
чтоб каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда!»
… Поэт Маяковский, поверь,
Зажечь звезду непросто очень,
Но отраженье нашего труда
Мы видим в нынешнем созвездье выпускников…
Августина Попова, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Сунтарский политехнический лицей-интернат.