24 августа, в ИРОиПК, проведена проектная сессия «Эффективная школа Якутии: опыт и перспективы» в рамках Августовского совещания по направлению #ПроЗнание. Были рассмотрены промежуточные результаты проекта «Эффективная школа Якутии». Данный проект реализуется с января 2023 года по приказу министра образования и науки РС(Я) с созданием образовательных округов, во время сессии проведен доклад их деятельности в течении полугода перед экспертной комиссией.
Установку на работу площадки дали выступления по качеству и диагностике профессиональных компетенций сотрудников ИРОиПК. С докладом Академии Минпросвещения России «Анализ диагностики профессиональных компетенций (дефицитов) педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций субъектов ДФО и РС(Я)» выступила Дианида Гаврильевна Абрамова, руководитель ЦНППМ ИРОиПК им. С.Н.Донского-II.
В августе 2022 года Заместитель Председателя Правительства РФ, полномочный представитель Президента РФ в ДВФО Ю.П. Трутнев дал поручение по повышению качества обучения в общеобразовательных организациях ДВФО. На основании поручения Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России 29 марта 2023 года направило во все регионы письмо «О диагностике профессиональных компетенций».
«Мы должны были организовать участие в диагностике 80% учителей математики, физики, химии, биологии. Диагностика была проведена с 13 по 28 апреля«, — отметила Дианида Абрамова. От каждого муниципалитета были собраны списки учителей, которые приняли участие в диагностике.
Результаты ЕГЭ показывают, что в Дальневосточном федеральном округе по данным предметам показатель ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
По РС(Я) количество учителей и управленческих кадров имеет самые высокие показатели — 4479 человек. Из них приняли участие 1880 человек, что составляет всего 42 процента.
На прохождение диагностики давалась только одна попытка. По диагностике предметных компетенций «Профессиональный стандарт «Педагог» было всего 25 заданий с автоматической проверкой, на выполнение которых давалось 150 мин. По диагностике управленческих компетенций «Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организациии» — 24 задания, 60 минут.
У 56% руководителей высокий уровень профессиональных дефицитов. Отсутствие дефицитов у 5%. Только 52% руководителей справились с заданием по управлению развития образовательной организации. Дианида Амбрамова в ходе своего доклада отметила, что учителя не приучены к прохождению практической части задания, поэтому призывает руководителей привлекать к работе со своими учителями региональных методистов, которые в 2021 году прошли диагностику, чтобы сопровождать индивидуальную траекторию развития учителей. Всего насчитывается 49 региональных методистов.
Диагностика была проведена среди директоров школ, сводка таблиц подсчитана также и по образовательным округам, отдельно были выявлены результаты диагностики по улусам и предметникам. Все данные были представлены участникам сессии для дальнейшего анализа своей работы.
«Количество детей, которые выбирают профильный экзамен, уменьшается. Если мы хотим физико-математические, технологические прорывы, нам нужны дети, которые сдают профильные экзамены«, — подмечает Мария Ивановна Баишева, доцент кафедры дошкольного образования. По базовому уровню количество, наоборот, увеличивается. 70% учащихся выполняют базовые экзамены на «хорошо» и «отлично». Они подходят к выбор экзаменационных предметов осознанно, однако, не исключается и то, что могут быть группы, которые выбрали экзамен по ошибке или будучи неверно сориентированными.
Профориентационная работа в школах должна быть на другом уровне. Учителю важно понимать, насколько разумен выбор базового экзамена для потенциально сильного ученика.
Мария Баишева
В Москве и Санкт-Петербурге 30% детей поступают в ВУЗы именно через перечневые олимпиады. Мария Ивановна приглашает всех принимать участие в двух больших олимпиадах кафедры, которые проводятся на базе института, «Турнир имени М.В. Ломоносова» и «Высшая проба».
Далее по программе представили свои промежуточные результаты и лучшие практики в рамках реализации проекта «Эффективная школа Якутии» образовательные округа: заречный, вилюйский, центральный.
В заречных районах был проведен первый образовательный форум «Заречье — территория качества», всего приняли участие 150 педагогов. В ходе работы форума был представлен опыт каждого района, обговорены проблемные вопросы, деятельность площадок по отдельным предметам. По итогам форума подписано соглашение о межмуниципальном взаимодействии, составлен примерный план подготовки учебного года, проведены онлайн-консультации по основным предметам. Всего было охвачено 1306 учащихся, средний балл которых повысился по всем пяти предметам, кроме истории. В этом году три 100-бальных показателя по русскому языку и информатике в Амгинском, Чурапчинском и Усть-Майском районах. По медалистам также сохраняется стабильное положение: в прошлом году 76, в этом 79.
Вилюйский округ поставил цель — реализация сквозных проектов, направленных на повышение качества образования, основной ориентир — результаты оценочных процедур: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Наблюдается снижение числа школ с низкими результатами в районах, проведена работа по формированию функциональной грамотности, мероприятия по повышению квалификации педагогов. Также есть идеи проведения методологического проекта с ИРОиПК «Педагогический сезон» ежеквартально по управленческим вопросам и работе с данными, создания ассоциации школьных библиотек для повышения читательской грамотности, открытия дистанционной школы «Олимп» для повышения доли призеров и победителей российских перечневых олимпиад.
Центральный округ представил проект «Сетевое взаимодействие межмуниципальных методических команд и социально партнерство субъектов социокультурной среды как фактор создания условий для повышения качества образования по предметным областям». В состав центрального образовательного округа входят: Горный, Намский, Кобяйский, Хангаласский, Жатай и г. Якутск. Также образовательный округ разделился 29 марта по итогам форума по предметным областям: Кобяйский район отвечает за биологию, Намский — химия, г. Якутск — информатика, Горный — физика, Жатай — русский язык, Хангаласский — математика. По предметам были проведены семинары и онлайн-встречи.
По математике были поставлены три задачи: создание методического центра «Лена», создание условий профессионального роста учителей математики, повышение учебной мотивации и академические достижения по предмету.
По физике также было предложение создания межмуниципальных методических команд, запуска олимпиады учителей по проекту «Учитель учителю», проведения профессионального конкурса педагогического мастерства «Лучший учитель физики округа Лена».
По направлению биологии был защищен проект «Сетевое взаимодействие межмуниципальных методических команд и социальное партнерство субъектов социокультурной среды как фактор создания условий для повышения качества образования по предмету «Биология». В план работы включены такие предложения, как проведение каникулярных школ, летних межмуниципальных смен в образовательных лагерях, очные дистанционные педагогические десанты в рамках сетевого взаимодействия, ведения единого педагогического дня, семинары наставников.
Мнение экспертной комиссии по итогам сессии резюмировала Галина Ивановна Алексеева, первый заместитель директора ИРОиПК, доктор педагогических наук: «Работа округов по повышению качества образования набирает обороты. И независимо от длительности сроков за каждым шагом и этапом должны быть результаты«. Также членами экспертной комиссии выступили Ньургун Михайлович Павлов, директор ИРОиПК, Алевтина Петровна Аргунова, первый заместитель министра образования и науки Якутии.
Промышленный и арктический округа представят свои результаты в январском совещании.