9 января – в первый рабочий день нового 2018 года начала работу XXII Республиканская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее – Инникигэ хардыы» имени академика В.П. Ларионова. В этом году общественность республики отмечает 80-летие со дня рождения первого якутского академика и отличием нынешней конференции станет «билет» в Международные интеллектуальные игры, которые впервые пройдут по инициативе Главы РС (Я) Е.А. Борисова будущим летом в г. Якутске.
Церемония открытия конференции состоялась в ЦСП «Триумф», где аккуратными рядами выстроились сотни стендов с работами юных исследователей. На открытии участников приветствовали люди науки – слова наставничества произнесли заместитель Правительства РС (Я) А.П. Дьячковский, министр образования и науки РС (Я) В.А. Егоров, проректор по педагогическому образованию СВФУ им. М.К. Аммосова М.П. Федоров, первый заместитель гендиректора Целевого фонда будущих поколений Н.И. Оленева, Председатель Президиума Якутского научного центра СО РАН М.П. Лебедев, Президент Академии наук РС (Я) И.И. Колодезников, Почетный гражданин РС (Я), профессор-исследователь Н.Г. Соломонов.
Пользуясь моментом, я задала несколько вопросов министру образования и науки РС (Я) В.А. Егорову:
— Владимир Анатольевич, что смотивировало вас в детстве заняться наукой?
— Лично про себя могу сказать, что в детстве мне повезло: я довольно рано научился читать, читал научно-популярную литературу. Тогда одной из первых книг, которая мне попалась, были «Очерки о вселенной». Далее книга, которая полностью меня охватила, это была книга Якова Перельмана «Занимательная физика». Где описывались физические явления на популярном языке, и предлагалось проводить некоторые эксперименты. Например, я заставлял плавать иголку на поверхности воды и так далее. В общем, это было довольно занимательно и я помню как лето в пионерском лагере прошло под эгидой этой книжки Перельмана, которой я зачитывался все лето. Эта литература побудила интерес, можно сказать, к физическим явлениям природы и дальше учиться было интереснее. Я учился в заочных школах при Московском физико-техническом институте, при Московском государственном университете, а дальше поступил в физико-математическую школу при Московском университете.
— Расскажите немножко о работе министерства.
— Министерство образовалось совсем недавно, то есть было министерство образования, к нему присоединилось министерство профессионального образования и науки, и теперь ведомство работает по трем основным направлениям – это общее образование, профессиональное образование и развитие науки. Надо отметить, что эти три направления достаточно сложные, но взаимосвязанные. И в области образования хотелось бы добиться именно непрерывности образования, чтобы каждый человек чему-то учился на протяжении всей жизни: начиная с дошкольного возраста, заканчивая уже специалистом, то есть надо повышать свою квалификацию. И вот наша задача — все это систематизировать и сделать единое целое, чтобы обеспечить непрерывность образования.
Услышав мнение министра, я направилась изучать стенды участников. Нововведением этого года стала защита конкурсных работ на английском языке. В связи с чем на первом этапе работы конференции юные исследователи представляли свои стенды и защиту на английском языке. В этом году количество участников составило 1260 школьников в 34 секциях. В каждой секции работает группа экспертов, в состав которых вошли доктора и кандидаты наук, молодые ученые, аспиранты и магистранты. Ну а география участников охватила всю республику. Многие ребята проделали долгий путь, чтобы представить и защитить перед экспертами свои научные труды.
Зарина Спиридонова, ученица 7 класса Анабарской улусной гимназии участвует в секции моды и дизайна. Она коротко рассказала о своей работе:
— Моя тема называется «Пальто-трансформер «Времена года на долганский манер». Это пальто трансформируется в четыре полноценных образа. Первый вариант – зимний, с внутренней меховой вставкой. Вторая трансформация называется «Долгожданная весна», его можно носить в двух вариантах: от полноценного пальто отстегивается мех и получается повседневный вариант, а второй образ более модный, молодежный в виде жилета. Третий образ – это «Яркое мимолетное лето», также в двух вариантах: короткий жилет для теплых дней и легкая курточка с рукавами для прохладной погоды. Четвертый образ – это «Принцесса осень» более удлиненный вариант жилетки с рукавами.
— Как происходит трансформация твоего пальто?
— Основная трансформация происходит с помощью молнии, то есть отстегиваются и пристегиваются рукава, также важен мех, и главным украшением пальто являются красочные узоры из бисера. Создание пальто-трансформера стало продолжением моего исследования о долганских узорах.
— Носят ли такое пальто на твоей родине?
— Нет, только по праздникам. Но мне хотелось бы, чтобы носили такую одежду в повседневной жизни.
Поблагодарив и пожелав удачи Зарине, я наткнулась на юношей с интересным стендом, на котором висели луки и копья собственного изготовления.
— Представьтесь, пожалуйста, и расскажите немножко о своей работе.
— Меня зовут Кис Александр, моих товарищей зовут Киприянов Айаал и Михайлов Данил, мы из СОШ №33 г. Якутска. Наша тема «Монгольский и якутский лук: сравнительное исследование». В процессе работы мы выяснили, что история луков разных народов отличается друг от друга, она достаточно интересна и разнообразна. Например монгольский лук был изобретен в 6-10 веках, а якутский лук появился в результате смешения монгольского и сибирского луков в 12-14 веках.
— Я вижу у вас сразу несколько видов луков, для чего они предназначались и кто их изготовил?
— Все эти луки мы изготовили сами, оставались после уроков и делали. Мы представляем несколько видов, они отличаются строением, наконечниками, материалом. Каждый из них имеет свое предназначение, есть стрелы для ловли рыбы, для охоты на пушнину, с острыми концами, с крючками и даже с тупым закругленным концом. Лук и стрелы мы испытывали на поле на меткость и расстояние.
— Волнуетесь ли перед выступлением?
— Учавствуем не в первый раз, но волнение все же есть.
Поскольку я учусь в Тулагинской агрошколе, мне было интересно узнать, какие же работы представили ребята в данном направлении, и первым делом направилась к Айине Соркомовой. Айина учится в моей школе в 8 классе.
-Привет Айина, как называется твоя работа?
-Моя тема называется “Содержание азотофиксирующих бактерий Азотобактер”. Азотобактер – это бактерия, которая фиксирует азот и очень полезна для почвы, что повышает урожайность и плодородие.
-Почему ты выбрала именно эту тему?
-Потому что мне нравится изучать химию и биологию. Хотелось бы пожелать всем участникам удачи!
Далее мое внимание привлекли растения микрозелени, и вот что рассказала мне 6-классница Атамайской СОШ Горного улуса Наина Филиппова:
— С января прошлого года я выращиваю микрозелень, а также различные растения, которые можно употреблять в пищу. Мне было интересно узнать, вырастет ли микрозелень в зимнее время. Для этого посадила семена в почву и в гидропонику. Оказалось, семена всходят в обоих случаях, но на гидропонике с помощью специального аппарата получается гораздо быстрее. Выращенную зелень можно добавлять в салаты, она очень богата витаминами.
— Готова защищать свою работу на английском языке?
— Подготовилась, но все равно немножко волнуюсь.
Следующими моими собеседницами стали ученицы Абагинской школы Амгинского улуса.
— Здравствуйте, как вас зовут и на какую тему вы подготовили работу?
— Нас зовут Винокурова Сардана и Захарова Настя, мы ученицы 9-10 классов. Тема нашей работы “Якутская лошадь в народной медицине”.
— Почему вы выбрали именно эту тему?
— Потому что издревле якутская лошадь помогает своему народу своими целебными свойствами. В наше время плохая экология, растет заболеваемость, медикаменты стоят дорого, и мы нашли альтернативу дорогим лекарствам.
— Очень интересно, приведите какой-нибудь пример.
— Например, мы изготовили мазь для суставов путем соединения мозга и стекловидного тела глаз. Перемешали в соотношении одно полушарие мозга и одно глазное яблоко до получения однородной массы. Для удобства в использовании заморозили массу в контейнерах. Эту мазь использует моя мама, и по ее словам, результат достаточно эффективный.
А дальше я увидела знакомое лицо, коим оказался мой одноклассник Женя Бесчетников. Женя – дипломант Всероссийского научного форума молодежи “Шаг в будущее”, участник Международной выставки МИЛСЕТ в г. Форталеза Бразилия с работой на тему “Водная и прибрежно-водная флора озера Уhун Куел”, он действительный член Малой академии наук РС (Я).
- Привет Женя! У тебя уже большой опыт участия на подобных мероприятиях. Бывали ли у тебя переломные моменты и минуты, когда ты терял веру в себя?
- Привет! Прошлым летом у меня потерялись данные, и мне пришлось составлять все заново. Это было сложно, но я справился. Вот в такие минуты охватывает отчаянье, но вера в себя помогает выйти из таких ситуаций.
- А какое самое большое достижение в исследовательской деятельности ты можешь назвать?
- Большим достижением в данном проекте я могу назвать то, что изучаю эту тему уже третий год. И мое участие на республиканском этапе “Шага в будущее” – это уже достижение для меня.
На такой позитивной ноте, давайте пожелаем юным исследователям удачи, смелости и новых свершений!
Саша Дмитриева,
ученица 10 Б класса Тулагинской СОШ им. П.И. Кочнева,
фотографии Мичила Яковлева.