Программа «Шаг в будущее» помогает раскрывать таланты школьников и развивает проектные технологии в системе образования республики. Мы решили пообщаться с призером конференции в секции по русской филологии Анастасией Филипповой.
Анастасия подготовила научную работу под названием- “Лингвистический аспект коммуникации человека и домашних животных (на примере собак)”. Основной целью ее исследования стало изучение лексического запаса домашних животных через классификацию частей речи, которые понимает собака.
Юная участница под руководством своего научного руководителя провела эксперимент с речевым обращением к собакам-лайкам разного возраста. По итогам эксперимента, который заключался в наблюдении, описании, классификации и анализе, она определила, какие части речи понимают собаки.
Выбор темы для исследования
-У нас есть домашние питомцы — восточно-сибирские лайки: Дружок (2 года) и его сын — щенок Блэкстар (5 месяцев). Мы с мамой хотели узнать, сколько слов знают наши собаки, потому что они очень умные и понимают команды. То есть они таким образом общаются с нами — выполняют наши просьбы и команды.
Мы называли команду, просьбу, слово, имя человека, а собаки реагировали на все слова. Например, на команду «Сидеть!» собаки садятся, если просим играть словом «Ку-ку!», то собаки начинают искать того, кто спрятался, если на прогулке сказать «Вольер», то они на улице бегут к месту выгула во дворе, а если «Мама пришла», то они дома сразу бегут к двери встречать. Они даже знают фамилии писателей — это название наших улиц, где живем мы и наши бабушки — Лермонтова и Короленко — сразу идут в указанном направлении. Наш Дружок знает всего 166 слов, в том числе и предложения, а Блэкстар — 40. Но исследование продолжается, так как словарный запас собак пополняется.
Представление работ на конференции
-Я защищала работу перед экспертами через приложение Zoom, в комиссии было три преподавателя Филологического факультета СВФУ им. М.К.Аммосова, которые очень заинтересовались исследованием. По итогам республиканской конференции «Шаг в будущее — Инникигэ хардыы» им. В.П.Ларионова я заняла третье место.
В секции по русской филологии было много интересных работ, мне понравились творческие проекты. Например, одна девочка сама сочинила стихи о женщинах-поэтах и оформила их в виде картины, оказывается, это жанр визуального стихотворения.
Самое интересное в исследовании
— Нужно было быть внимательной при классификации слов, которые знают собаки, по частям речи. Это была долгая работа. Мы пришли к выводу, что собаки больше знают глаголы, потому что они обозначают действие — собаки всегда готовы служить хозяину.
Интересное всегда находится рядом с нами. Это наши увлечения и хобби, и его стоит изучать. До этой темы у меня были исследования и проекты о кубике Рубика и запекаемой пластике. А это то, что мне, действительно, нравится и чем я занималась.
Рая Соколова.