17 сентября в рамках IV Международного библиографического конгресса состоялся круглый стол на тему «Детское чтение в эпоху цифровизации: трансформация и развитие». Мероприятие собрало экспертов из библиотек, образовательных учреждений и IT-сферы для обсуждения вызовов и возможностей, связанных с цифровой трансформацией детского и семейного чтения.
Заведующий филиалом Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) «Детская точка кипения – Центр чтения» Ирина Дранаева подчеркнула в важность сохранения детского чтения. «Для того, чтобы продвигать детское чтение и помогать работе библиотекам. В современном мире развитие детского и юношеского чтения приобретает особое значение как важный элемент культурного и образовательного пространства. В Республике Саха-Якутия ведется активная работа по созданию и внедрению стратегического документа – национальной программы детского, юношеского и семейного чтения на период 2025-2030 годов. Эта программа направлена на поддержку библиотек, повышение квалификации кадров и развитие
инфраструктуры чтения в регионе», – поделилась она.
Участники круглого стола выделили несколько основных направлений, связанных с цифровизацией детского чтения. Первое – влияние цифровых технологий на чтение детей и подростков. Эксперты обсудили, как современные технологии, включая искусственный интеллект, VR и облачные сервисы, меняют привычки чтения и доступ к литературе. Было отмечено, что цифровизация позволяет сделать чтение более интерактивным и доступным для детей с ограниченными возможностями, но также требует разработки новых стратегий для привлечения молодых читателей.
Второе – это семейное чтение в цифровую эпоху. Участники подчеркнули важность совместного чтения детей и родителей, особенно в условиях роста онлайн-образования. Цифровые платформы могут способствовать семейному чтению, предоставляя интерактивные материалы и возможности для обсуждения книг.
Третье – роль библиотек в продвижении детского чтения. Представители библиотек рассказали о практиках внедрения smart-технологий и создания цифровых ресурсов, таких как краеведческие библиографические базы данных и виртуальные книжные выставки. И четвертое направление – библиографические инструменты для детей и молодежи. Эксперты представили новые форматы библиографических ресурсов, включая интерактивные каталоги и рекомендательные системы на основе ИИ, которые помогают юным читателям ориентироваться в мире литературы.







Участники отметили, что основные вызовы связаны с нехваткой современных технологий в некоторых регионах, кибербезопасностью и необходимостью разработки цифровых стратегий для библиотек и образовательных учреждений. Однако перспективы развития цифровизации детского чтения включают: расширение использования VR и AI для создания иммерсивного чтения, развитие персонализированных рекомендательных систем для юных читателей; укрепление международного сотрудничества в области библиографии и цифровых ресурсов для детей.
Модератор круглого стола директор Хабаровской краевой детской библиотеки им. Н.Д. Наволочкина Раиса Наумова отметила, что сегодняшняя встреча по теме детского чтения в цифровой среде стал важной платформой для профессионального обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов в области работы с детской аудиторией. «В условиях стремительного развития цифровых технологий традиционные методы продвижения чтения среди детей требуют адаптации и внедрения инновационных подходов. Круглый стол позволил объединить представителей детских библиотек, педагогов и специалистов по библиографии из разных регионов России, что обеспечивает межрегиональный обмен знаниями и практиками», – сказала Раиса Наумова.
Круглый стол показал, что цифровизация открывает новые возможности для развития детского чтения, но требует координаций усилий библиотек, образовательных учреждений и IT-специалистов. Организаторы конгресса выразили надежду, что подобные дискуссии помогут разработать конкретные решения для поддержки детского чтения в эпоху цифровой трансформации.
Ольга Алексеева
