Айаал Игнатьев, ученик 9 «а» класса Вилюйской СОШ № 2 им. Г.С.Донского, под руководством В.Н.Ивановой, Н.А.Ивановой составил не только родословную, но и генетический разбор своего рода. Вышел в финал республиканского НПК «Шаг в будущее» по направлении «Төрүччү. Сторителлинг».
Цель работы: составить генеалогию моей семьи используя законы генетики, определить доминантные гены.
Задачи:
1. Сбор информации и материалов о генетике;
2. Определение признаков выявления сходства с представителями I или II поколения;
3. Научиться определять доминантные и рецессивные признаки по фенотипу;
4. Презентовать задачник по генетике и приложения для конструирования.
Актуальность: В век технического прогресса проблема биологии и генетики человека стала актуальна и значима. Эволюция человека, механизмы изменчивости стали важными и нужными. Наследственные заболевания организменные изменение растут и становятся опасными для человечества. Поэтому знание генетических законов, понятие и значение родословных схем должны помочь ориентироваться передаче поколений.
Генетика – это наука о наследственности и изменчивости. Все живые организмы имеют гены. Ген это участок ДНК. Хромосомы – этосложные органические вещества, состоящие из двух хроматид. Они состоят из аминокислот. Хромосомы содержатся в клеточном ядре. В человеке в соматических клетках 46 хромосом, кромеполовых. Там 23 хромосомы.
Генотип – этосовокупность генов полученных от родителей. Фенотип – хромосомы от мамы и 23 хромосомы от папы. У насобразуется свой генотип. Мужчина имеет ХУ хромосому, а женщина XX хромосому. Гомологичные хромосомы – это одинаковые парные хромосомы (равной длины) и дающие одинаковую картину. Доминантные признакипреобладающие признаки у гибридов первого поколения. Рецессивные признаки подавляемые признаки не проявляющие у гибридов первого поколения. Наша внешность складывается из ряда признаков, который определяются наследственностью. Здесь можно говорить о цвете кожи, волос, глаз, росте, телосложения и т.д.
В результате нашей работы мы составили морфологический портрет семьи по фенотипу – это цвет глаз, овал лица, форма носа и многое другое.
Определили доминантные признаки. Я понял, как они наследуются.
По результатам исследования составили маленький задачник на моногибридное скрещивание по генетике для пятого класса, который будет использоваться на уроке биологии по теме «Почему мы похожи на своих родителей».
Использовали современные приложения и сравнили их со своей работой.
В дальнейшем мы хотим составить генеалогию семьи, используя законы генетики, узнать особенности нашего рода. Передачу не только морфологических признаков, но и способностей, одаренности.
Использование приложений для конструирования семьи
На сегодняшний момент, во время технологических процессов, нам предлагают различные приложения, которые могут показать нам нашу старость, сходство с различными звездами или наших будущих детей. После проделанного исследования мы тоже решили попробовать эти новшества и посмотреть насколько они правдоподобны. Для этого скачали на телефон такие приложения как FaceApp (показывает, как мы будем выглядеть в старости) Quis (показывает возможный портрет будущих детей).
На FaceApp я увидел свое «морщинистое» лицо, которое походило на бабушкино по материнской линии.
На Quis ввели данные моих родителей и выяснили, что рост у меня будет 181 см, как у моего отца, волосы темные, глаза светло карие.