9 января состоялась XXVIII республиканская научная конференция-конкурс молодых исследователей имени академика В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы – Professor V.P. Larionov «A Step into the Future» Science Fair». Целью Конференции является выявление и поддержка творческой инициативы школьников, проявляющих интерес к исследовательской и проектной деятельности. Давайте познакомимся с секцией «Филологические науки», где представлены работы по русской, якутской и зарубежной филологии, сравнительно-сопоставительному изучению языков.
Председатель секции «Филологические науки», кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык» Филологического факультета СВФУ, учитель СУНЦ Анна Валентиновна Шкатуляк рассказала о работах секции:
«Филология – это наука, которая включает в себя очень многое, здесь есть и сопоставительные, литературоведческие, языковедческие работы, то есть филологические работы, которые анализируют тексты. В основном, конечно, тексты художественной литературы. Самое интересное, что наравне с классикой, как работы Куприна, Пушкина, Короленко (который сделал многое для развития якутской региональной литературы), анализируются работы совершенно новых, я бы даже сказала малоизвестных авторов. Это говорит, что литературоведение не стоит на месте и каждый раз раскрывает для себя новые границы, а не только аккумулируется на изучении классики. Это проявляется и в работах участников нашей конференции. Что касается работ языковедческого плана, то они тоже очень разнообразные анализ лингвистического ландшафта нашей республики, то как появляются наименования, различные топонимы, как функционируют урбанонимы и другие особенности функционирования русского и якутского языка в нашей полилингвальной среде. Работы разные. Трудно анализировать работу пятиклассника, который только-только делает первые шаги в исследованиях, и работу одиннадцатиклассника, который выступает уже с темой несколько лет и настолько углубился, что у него работа на уровне первого-второго курса студентов, например. Интересно рассматривать работы творческого характера, там где ребята разрабатывают лингвистические игры. Когда можно увидеть интерес человека к языковому и литературоведческому материалу, как он пропускает через себя, воплощает в такой форме, которая, наверное, более понятна подрастающему поколению, то есть игровая форма. Наверное, исследование – это такая одна большая игра, которая учит нас по-разному смотреть на знакомое и увидеть в этом знакомом, незнакомое и передавать открытия людям. Всегда приятно участвовать в качестве эксперт на таких конференциях, потому что видишь какие-то векторы для дальнейшего развития филологии в широком смысле».
Евгений Прокопьев, ученик 11 класса МОБУ СОШ №38 г. Якутска поделился информацией о своей научной работе:
«Наш проект называется «Лингвокультурологический анализ лимнонимов Оймяконского района Республики Саха (Якутия)». Цель исследования – выявить лингвокультурологические особенности лимнонимов Оймяконского района. Мы планируем ввести данные из материальных источников в цифровой формат на платформу по созданию этимологических словарей. Проанализировано более 100 наименований водных объектов. Работа оказалась кропотливой, но очень интересной».
Алеся Кудрина, ученица 10 класса Городской классической гимназии г. Якутска рассказала:
«Наше исследование «Ассоциативное восприятие туристических топонимов Якутии» нацелено на изучение реакций, связанных с известными географическими объектами Якутии среди детей 10-12 лет. В целом, можно сказать, что у школьников позитивное отношение к изученным местам. Наше исследование может быть полезно на занятиях по краеведению, так как мы получили количественные данные о том, насколько наши местные природные объекты известны школьникам среднего звена».
Сегодня будут объявлены результаты этапа стендовой защиты. Те, кто прошел его, выступят завтра, 10 января, в своих секциях.