“Читай на родном языке” — так призывно звучит название республиканской научно–практической онлайн–конференции, организованной Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия), Центром детского чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) и детским журналом «Чуораанчык». Конференция была посвящена 100–летию образования Якутской АССР и объединила педагогов, студентов и школьников с 1–11 классы. Всего из разных уголков республики поступило 50 интереснейших работ на русском, якутском и эвенкийском языках.
На конференции стараниями педагогов, родителей и самих детей был поднят целый комплекс социальных проблем и путей их решений, связанных с умением читать, продвигать книги и чтение на родном языке. Состав компетентного жюри был представлен следующими членами: Кузьмина Ангелина Афанасьевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник научно–исследовательским институтом чтения Национальной библиотеки РС(Я); Решетникова Нюргуяна Петровна, заведующая филиалом НБ РС (Я) «Детская Точка кипения – Центр чтения»; Новикова Сайыына Эдуардовна, ведущий технолог филиала НБ РС (Я) «Детская Точка кипения – Центр чтения»; Саввинова Анна Федоровна, отличник образования РС (Я), учитель якутского языка и литературы МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска; Слободчикова Тамара Егоровна, отличник образования РС (Я), почетный работник общего образования РФ; Корякина Варвара Прокопьевна, член союза писателей РС (Я).
Публикуем отзывы организаторов и участников конференции
Кузьмина Ангелина Афанасьевна, кандидат филологических наук старший научный сотрудник Научно–исследовательского института чтения Национальной библиотеки РС (Я), основной организатор конкурса:
– В Национальной библиотеке РС(Я) ведется целенаправленная исследовательская и научно–просветительская работа по повышению престижа чтения и книги на родном языке. Основной пласт деятельности института чтения – это совместные проекты с учреждениями образования, культуры, библиотеками города и республики. На конференции “Читай на родном языке” были представлены уникальные и интересные проекты по продвижению и популяризации чтения на родном языке народов Якутии как завершённые и готовые к тиражированию, так и требующие дальнейшей доработки. Работы учащихся и исследовательские проекты учителей, библиотекарей показали, что в условиях глобализации в республике остро необходима масштабная работа по популяризации, поддержке и исследованию продвижения чтения и книги на национальных языках республики. В дальнейшем предполагается организация системной работы по развитию языковой, читательской и коммуникативной компетентностей читателей в школьной среде.
Екатерина Семеновна Леверьева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия», участник конкурса и конференции:
— Спасибо огромное за организацию интересной, содержательной, очень полезной конференции. Восхищена работой наших учителей, которые, несмотря на особую загруженность, находят время для такой огромной работы, успевают привлекать детей к исследовательской работе и сами активно участвуют и пишут проекты. И не просто однодневные проекты, а целые научные труды, нацеленные прежде всего на развитие ребенка, на сохранение родного языка, на решение насущной проблемы современного образования – снижение уровня читательской активности. Это действительно люди, преданные своему делу.
Я согласна с мнением уважаемого жюри, что все работы написаны на высшем уровне и заслуживают высокого признания, широкого распространения столь ценного опыта педагогической деятельности. Все выступления свидетельствуют о высоком научном уровне авторов работ, тщательно продуманы, методически правильны, творчески реализованы на местах. Имеем опыт участия во многих НПК, но здесь на конференции “Читай на родном языке” поразил уровень работ якутских школьников, руководимых умными, талантливыми, креативными учителями.
Итоги республиканской научно–практической онлайн–конференции «Читай на родном языке»,
посвященной 100–летию образования Якутской АССР
Секция «Любимая книга на родном языке»:
1–3 классы
1 место – Дуранова Айыллаана Степановна, ученица 2 «в» класса МОБУ «Саха гимназия».
1 место – Дьяконова Даяна Мироновна, ученица МОБУ НГ «Айыы Кыһата», работа на тему «Любимая книга на родном языке». Руководитель: Иванова Сардаана Семеновна.
2 место – Стручкова Юлиана, Кобяйский район, с. Сайылык, ученица 3 класса МБОУ “Танаринская средняя общеобразовательная школа», работа на тему «“Ноотуу” – мин сөбүлүүр кинигэм» (буктрейлер).
2 место – Николаев Сулустан, ученик 2 «в» класса МОБУ «Саха гимназия». Руководитель: Корякина Лариса Алексеевна.
2 место – Скрябин Айдаар, ученик 2 «а» класса МОБУ СОШ №31 г. Якутска, работа на тему “Мин маҥнайгы кинигэлэрим: Айтыына Уран оҕолорго аналлаах айымньылара”.
3 место – Чикачева Ребекка, ученица 1 «в» класса МОБУ «Саха гимназия», работа на тему «Үчүгэй кинигэ – дьоhун оскуола». Руководитель: Ядрихинская М.Б.
3 место – Тоскин Бэргэн Васильевич, ученик 3 «в» класса МОБУ СОШ № 25, работа на тему «И. Мигалкин «Алыптаах дойдуга» дьикти кинигэ». Руководитель: Борисова Т.М.
4–8 классы
1 место – Ильин Александр, ученица МОБУ НГ «Айыы Кыһата» 4 “б”, работа на тему «“Үтүө уонна мөкү” кинигэнэн оҕо үчүгэйи, куһаҕаны араара үөрэнэрин ситиһии».
1 место – Потапова Камила, ученица 5 «А» класса МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия», МР «Горный улус» РС (Я), работа на тему «Кинигэ – төрөөбүт тылбыт сайдар суола». Руководитель: Ноева Мария Ивановна.
1 место – Габышев Максим, ученик 5 класса МКОУ «Тянская СОШ имени И.Н. Кульбертинова», с. Тяня, Олекминский район. Руководитель: библиотекарь С.А. Трынкина.
2 место – Баишев Максим, Лопатина Кристина, Неустроев Кирилл, ученики 7 класса Мохсоголлохской СОШ, работа на тему «В мире Альберта Лиханова». Руководитель: Сидорова Галина Семеновна.
2 место – Обоюкова Тупсууна, ученица 8 “б” класса Эльгяйской СОШ имени П.Х. Староватова, работа на тему “Амма Аччыгыйа – оҕо тапталлаах суруйааччыта”. Руководитель: учитель якутского языка и литературы Павлова Л.Н., библиотекарь школы Игнатьева А.А.
3 место – Амонова Марина Романовна, ученица 3 «а» класса МБОУ СНОШ имени В. Г. Павлова, с. Сунтар, Сунтарский улус, работа на тему «Иван Мигалкин – «Куоска уонна кутуйах». Руководитель: Амонова Елена Степановна.
3 место – Соловьев Айдын, ученик 7 «б» класса лицея имени академика Л.В. Киренского Амгинского улуса. Руководитель: учитель якутского языка и литературы М.Д. Ноговицына.
9–11 классы
1 место – Заморщикова Сардана, ученица 9 «г» класса МОБУ СОШ №17 г. Якутска, работа на тему «Семен Данилов хоһоонноругар халлаан эттиктэрин уобараhа». Руководитель: Попова Мария Матвеевна.
2 место – Корнилова Карина Александровна, ученица МБОУ «Кыллахская СОШ им. А.Л. Бахсырова». Руководитель: Банчина Айталина Аркадиевна.
3 место – Федорова Алина Денисовна, ученица 10 класса МБОУ СОШ №2 г. Олекминска, тема работы “«Камень Заклятия» Владислава Авдеева” (видеоролик). Руководитель: Петросян Любовь Витальевна, ведущий библиотекарь МКУ «Межпоселенческая библиотека» Олекминского района РС (Я) Центральной районной библиотеки им. Л.Л. Габышева.
Секция «Создай литературную карту Якутии»
1 место – Хоютанова Уруйдаана, Мординов Слава, ученики 4 «а», «б» классов МОБУ НГ «Айыы Кыһата», работа на тему «Таатта ытык алаастара» видеоролик (путеводитель), руководители: Дмитриева Александра Михайловна, Жиркова Надежда Ивановна.
1 место – Стручков Дамир Дмитриевич, ученик 4 «в» класса МОБУ НГ «Айыы Кыһата», работа на тему «Создание энциклопедии о сказочных существах якутской мифологии (Карта нахождения сказочных существ в Якутии)». Руководитель: Васильева Мария Иннокентьевна.
1 место – Горохова Айыына Германовна, Антонова Эльвира Валерьевна, Капрынов Айыстаан Афанасьеевич, Попова Айыына Алексеевна, ученики 4 класса МКУК «Чурапчинская МЦБС», «Болтогинская сельская модельная библиотека им. В.М. Кладкина», работа на тему «По памятным местам Болтогинского наслега». Руководитель: Павлова Диана Александровна, заведующая библиотеки.
2 место – Третьяков Сергей, ученик 4 класса МБОУ «Налимская СОШ» Среднеколымского улуса, работа на тему «Литературная карта Среднеколымского улуса». Руководители: Третьякова Лена Андреевна, Менякова Светлана Владимировна.
5-8 классы
1 место – Третьякова Туйаара, ученица 5 «г» класса МОБУ СОШ №17 “«Читай – играй – познавай» развивающая книга по мотивам произведений Т.Е. Сметанина”. Руководитель: Олесова Марина Михайловна.
2 место – Олесов Альберт Николаевич, ученик МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия», работа на тему “Создание мультфильма по рассказу С.П. Данилова «Улаханнык этимэ – улаханы уобуоҥ»”. Руководитель: Алексеев Д.В.
2 место – Трофимова Айта, ученица 2 «а» класса МОБУ СОШ №31 г. Якутска, лэпбук «Саха суруйааччылара Семен Данилов, Петр Тобуруокап, Амма Аччыгыйа оҕолорго».
3 место – Ильин Александр, ученик 11 класса МБОУ «Налимская СОШ» Среднеколымского улуса, тема работы «Олохтоох автордар айымньыларынан тѳрѳѳбүт дойдуга тапталы иитии уонна сирин–дойдутун үөрэтии».
Секция для педагогов «Проектная деятельность по продвижению чтения на родном языке»
1 место – Коркина Евдокия Егоровна, учитель русского языка и литературы МОБУ “Физико–технический лицей имени В.П. Ларионова”. Проект «10 Б ФТЛ о якутской литературе», посвященный 100–летию ЯАССР.
1 место – Олесова Марина Михайловна, Петрова Галина Михайловна, учителя начальных классов МОБУ СОШ №17, проект «Формирование навыков смыслового чтения у учащихся 1–4 классов по рабочим тетрадям на основе изучения родного края».
2 место – Попова А.Н., учитель русского языка и литературы, классный руководитель: 6 класса; Николаева А.А., библиотекарь Жарханской сельской библиотеки, проект «Творческими тропами Жархана» («Дьаархан айар ыллыктарынан»).
2 место – Ядрихинская Мария Борисовна, МОБУ «Саха гимназия». Проект «Төрөөбүт тылбыт–олоххо тирэхпит».
2 место – Полина Алексеевна Сивцева, педагог–библиотекарь, Петрова Галина Михайловна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №17 г. Якутска, проект для начальных классов «Бииргэ ыалынан ааҕабыт».
3 место – Сидорова Галина Семеновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мохсоголлохской СОШ с УИОП», проект «Время для лучшего чтения».
Поздравляем всех участников конференции “Читай на родном языке” с блестящим завершением и прекрасными итогами. Желаем дальнейших творческих успехов, креативных идей, смелых желаний, которые обязательно воплотятся!