По данным Центра Сурдологии Республики Саха (Якутия) в республике ежегодно выявляется 90 детей с различной степенью тугоухости — из них 15 детей с глухотой, и эти 15 детей являются потенциальными кандидатами на проведение кохлеарной имплантации.
Чтобы вместе решать проблемы, родители детей с кохлеарными имплантами объединились и создали в сентябре 2010 года Якутскую республиканскую общественную организацию содействия реабилитации детей с кохлеарными имплантами «Шаг в мир звуков». В данное время в организации официально состоят более 150 семей с детьми с инвалидностью по слуху. Но организация курирует свыше 400 семей с детьми с нарушением слуха и взрослых после КИ.
Рождение ребенка с проблемами в развитии кардинально меняет жизнь семьи, родители испытывают стресс и растерянность. Большинство семей в это время относятся к группе риска по возникновению стрессов, неврозов, депрессий у ее членов, что может привезти к социальной изоляции семьи. Такие семьи не способны создать условия для интеграции особенного ребенка в общество. В сложившейся ситуации важно обеспечить семью информацией, используя которую она сможет решать, что для ребенка полезно, а что нет.
Семья, воспитывающая ребенка с нарушением слуха, нуждается в поддержке общества и помощи специалистов. В начале 2010-х гг. в Республике Саха (Якутия) почти не было специалистов, умеющих работать с детьми с КИ и их родителями. После постановки диагноза родителям не оказывалась очень нужная в этот момент профессиональная психологическая помощь.
Эту функцию специалистов взяли на себя сами родители, создав общественную организацию содействия реабилитации детей с кохлеарными имплантами. В это время нарушения слуха у детей стали выявлять уже в роддоме по аудиологическому скринингу. Родителей этих детей специалисты Сурдологического центра стали направлять к нам для оказания им психологической помощи. Опытные родители сразу брали шефство над вновь прибывшими родителями, включали в группу, делились информацией, советом. Очень важно познакомить родителей с другими родителями, которые воспитывают детей с КИ, особенно тех, чьи дети достигли хороших результатов. Родители поддерживают друг друга, делятся советами о том, как развивать ребенка, заниматься с ним, решать учебные, психологические, социальные проблемы. Участие родителей в достижении высоких результатов речевого и умственного развития ребенка с КИ играет важную роль.
В 2020 году ЯРОО «Шаг в мир звуков» запустил творческий проект «Музыка детских сердец» при поддержке ФПГ (фонд президентских грантов), который направлен на реабилитацию детей с нарушением слуха с помощью искусства и культуры, через систематические занятия детей в творческих коллективах по хореографии, занятий на музыкальных инструментах. Такие занятия помогают развивают у детей коммуникативные навыки, слуховое восприятие окружающих звуков и речи, двигательную активность, эмоционально-волевые качества, творческие способности, интегрироваться в общество и понять, что они полноправные члены общества.
Проект «Музыка детских сердец» направлен не только на реабилитацию детей посредством музыки и искусства, но и на духовно-нравственное воспитание путем национальной самоидентичности. Музыкальное искусство (игра на хомусе, на барабанах, изучение национального танца) может способствовать коррекции нарушений в развитии детей средствами музыки, танца, ритма, доставляя детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности, способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.
В результате обучения дети узнали о разновидностях якутских ударных, шумовых, духовых и струнных музыкальных инструментах, об особенностях традиционного исполнительства. Во время занятий у детей развивается первичный музыкальный слух и чувство ритма, что в свою очередь влияет на слухоречевое восприятие.
За время проекта дети участвовали на двух международных фестиваль-конкурсах: «Планета Искусств» (г. Москва), «Джангуль» (село Межводное , Республика Крым).
Благодаря проекту, дети смогли систематически заниматься с профессиональными педагогами и в результате поставить комплексные музыкальные композиции, когда все три направления объединяются в одной постановке. Такие постановки в обычных детских ансамблях почти не ставятся, их ставить очень сложно, либо дети только танцуют, либо играют на музыкальных инструментах. А благодаря проекту у нас появилась возможность реализовать музыкально-танцевальные постановки
В проекте участвовали: танцевальный инклюзивный ансамбль «Северные звездочки», руководитель Юлия Устинова, заслуженный работник культуры РС(Я), педагог хореограф Надежда Попова; Николай и Айталина Баттаховы, руководители фольклорного ансамбля барабанщиков «Тигинэт», ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат»; фольклорный ансамбль хомусистов «Дружба» МБУ СОШ №35 г. Якутска руководитель Оксана Николаева, отличник образования РС (Я).
Не малую роль в развитии детей играют родители. Наши родители принимали активное участие, участвовали на собраниях, помогали как волонтеры, отрабатывать движения в постановках, участвовали разработках сценических костюмов и многое другое. Еще раз убеждаемся, что родитель — главный врач своего ребенка.
Источник: ЯОРО ШАГ.