Вариант получения знаний, когда ребенок не ходит в школу, а получает образованиепод руководством родителей, в нашей республике явление не массовое, но все же есть. В настоящее время 68 детей Якутска находятся на семейном образовании. Плюсы и минусы подобного решения обсудили за круглым столом «Возможно ли семейное образование в Якутске?», которое состоялось 15 мая в День семьи по инициативе Якутского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания и под кураторством Феодосии Габышевой, первого заместителя министра образования и науки Республики Саха (Якутия).
Круглый стол собрал педагогическую и родительскую общественность, представителей министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), руководство управления образования Администрации города, депутатов Городской думы, Государственного собрания Ил Тумэн, а также Уполномоченного по правам ребенка. На сегодняшний день остро стоит вопрос организации и нормативно-правового обеспечения семейного образования. Это подчеркнула Анна Соловьева, Уполномоченный по правам ребёнка. Также она отметила, что во главу угла нужно ставить интересы ребенка, а во-вторых, необходимо обучить родителей, прежде чем отдавать ребенка на семейное образование. Именно эти факторы влияют на характер развития данного направления. Родителям нужна поддержка в организации образования.
Но не стоит забывать о том, по какой причине родители принимают решение об образовании ребенка: в какую школу его определить или же остановить свой выбор на семейном образовании. Как объяснил начальник управления образования города Якутска Василий Петров, у родителей существуют ряд основных причин: состояние здоровья ребенка, по семейным обстоятельствам или же родители полностью самостоятельно хотят заниматься воспитанием и образованием ребенка. И, несомненно, опять встает вопрос механизма осуществления работы данной системы. Это поддержала Ольга Ипатьева, директор Городской классической гимназии, член Общественной палаты республики: «Должен быть нормативный акт, который бы регламентировал порядок работы. К тому же, вопрос финансирования на данный момент также не урегулирован».
Как отметила Мария Петрова, председатель Якутского регионального отделения ООО «Всероссийское педагогическое собрание», еще одним важным фактором в решении вопроса о семейном образовании, является стабильный демографический рост населения. В классах детей с каждым годом становится больше. Обстоятельства складываются так, что время образовательного процессатратится не очень эффективно из-за перегруженности классов. В Якутске много образованных людей, которые сами в состоянии дать образование своему ребенку. К тому же, это хорошая подготовка к фрилансу, самоорганизации. Если бы родители были больше информированы, то желающих перейти на семейное образование, возможно, было бы больше.
Об актуальности вопроса семейного образования для детей с сложными заболеваниями акцентировала Алена Атласова, депутат Государственного собрания Ил Тумэн. Школа – это очень важная часть в жизни ребенка. А знания, которые даются в медучреждениях, где дети вынуждены находится долгое время, не соответствуют желаемым требованиям. Раньше большой упор делалина социализацию детей. Практика инклюзивного образования показала, что дети могут обучаться наравне со своими сверстниками.
Своим опытом в семейном образовании поделилась мать двоих детей Татьяна Горшунова. Сама Татьяна Александровна педагог по образованию – учитель русского языка и литературы. По ее словам, первое время, после принятия решения о семейном образовании, она столкнулась с непониманием и страхом, как все организовать. С мужем решили разделить предметы, хорошим подспорьем в этом вопросе стали интернет уроки. Также она отметила, что преимущество семейного образования в том, что ребенок учится учиться – самостоятельно добывать знания и стремиться к ним. По опыту Татьяны можно сказать, что страх социализации ребенка – это миф. Если адекватно анализировать ситуацию, то позитивная социализация происходит в дополнительном образовании, в котором ребенок находит друзей по общим интересам.
Главврач первой поликлиники и депутат Гордумы Якутска Алевтина Эверстова отметила, что с каждым годом растет количество детей, которые в силу слабого здоровья не могут находиться в больших коллективах. Такие дети тоже должны получать качественное образование в домашних условиях. Андрей Пухов, заместитель руководителя Обрнадзора республики, выразил мнение, что в условиях спроса на удовлетворение образовательных потребностей ребенка с учетом его индивидуальности, нового поколения образованных родителей, сознательно и ответственно относящихся к развитию, семейное образование будет находить все больше приверженцев. И задача органов управления системы образования – обеспечить реализацию выбора этой альтернативной формы образования.
Таким образом, участники круглого стола пришли к общему мнению, что необходимы разработка нормативной базы на республиканском и муниципальном уровнях финансирования школ, осуществляющих сопровождение семейного образования, и компенсационных выплат для родителей, ведущих семейное образование, а также организация подготовки родителей, желающих организовать семейное образование своих детей.