Наши дети растут сегодня в удивительных условиях: информации в современном мире много, навыки и умения ценятся выше, чем вузовский диплом, а про проектную деятельность не говорят разве что в детском саду. Услуг в сфере воспитания ребенка еще больше. Курсы предпринимательства для подростков, английский язык для дошкольников, профориентация для всех возрастов. Реальность кричит нам «Давай! Реализовывайся!», только вот данный месседж улавливают не дети, а их родители.
И с каждым годом мы все чаще можем наблюдать ситуацию, когда родитель тащит абсолютно измученного ребенка на курсы личностного роста (а такой имеется, уж поверьте), оправдывая это тем, что «он мне потом за это еще спасибо скажет». Почему из ребенка нужно перестать лепить универсальную машину лидерских качеств и чем это чревато, разбираемся вместе с психологом психологического центра «Инсайт» Татьяной Сабарайкиной.
Зачем вы это делаете?
Для начала давайте разберемся, кто такой лидер. В первую очередь, это человек, который привык брать на себя ответственность. Это человек, способный вести за собой толпу людей, хороший коммуникатор и планировщик. Позиция очень даже удобная. Но почему именно она так сильно привлекает некоторых родителей? Казалось бы, ну нет в ребенке лидерских качеств… и что?
Очень даже что. Иногда зависимость от воспитания лидерских качеств может быть фактом наличия детских травм у родителя. Ими могут быть травля в школе, изгнание из неформальной группы, одиночество и непринятие со стороны сверстников. Родитель помнит эту боль и, конечно же, не хочет передать ее ребенку. Он всеми силами старается сделать из ребенка того, кто будет главным среди своих друзей. А главный – значит понятый, принятый и не обреченный на одиночество. Одним словом – лидер.
Не лидер, но ответственный
Лидерское начало присуще определенно не каждому человеку. Оно обуславливается генетической предрасположенностью и воспитанием родителей. И если лидером может быть далеко не каждый ребенок, то роль ответственного человека должна быть применима к каждому. Как же воспитать ответственность в ребенке, без посещения курсов личностного роста? Для этого с самого рождения необходимо соблюдать следующие правила:
От 0 до 2 лет – воспитать доверие
В этом возрасте дети только начинают «пробовать» этот мир. Основным посланием должно стать следующее сообщение: «мир тебя слышит и идет тебе навстречу». Здесь важно дать ребенку потрогать, почувствовать этот мир и сформировать свое собственное мнение.
Если данный этап жизни успешно завершился, в будущем мы получаем человека со здоровыми амбициями и умением делегировать различные полномочия другим людям. Получается человек, который доверяет этому миру, умеет работать в команде и верит в свои силы.
В противном случае, на выходе мы можем получить закрытого человека, который привык рассчитывать только на свои силы, потому что мир – небезопасный, доверия к нему нет. Он будет брать все только в свои руки, и доверять только самому себе. Не лучшая жизненная позиция.
От 2 до 5-6 лет – выстроить границы
У каждого из нас есть предел, когда заканчивается «можно» и начинается «нельзя». Мы не позволяем людям обращаться с нами грубо, не подпускаем близко тех, кто нам неприятен и хорошо проводим время с теми, кто любим. У всех границы разные. В данном возрасте родителям необходимо позволить ребенку самому выстроить свои границы. Самому. Поверьте, это возможно.
Именно в этом возрасте родители могут совершить массу ошибок. Наиболее частой из которых, является залипание в ребенке. «Поздоровайся с тетей!», «Сюда не садись!», «Отойди в сторону!», «Ты делаешь неправильно! Дай покажу как надо!» — знакомые фразы? Наверняка кто-то из вас вспомнил свое детство и ужаснулся. Поймите, в каждой из этих фраз есть одно большое послание – ты без меня не сможешь. Если у вас нет цели вырастить ребенка без стремлений, без определенных жизненных задач, то позвольте ему в самом юном возрасте выстроить границы самому.
Возможно, он не здоровается с тетей не потому, что он невоспитанный, а потому что тетя ему не нравится, она нарушает его телесные границы и лезет обниматься. Не осуждайте его за это и уж тем более не стыдите прилюдно, если не ходите получить закомплексованную личность в конечном итоге.
От 5 лет до 12 – дать ответственность
В этом возрасте дети готовы нести ответственность за свои поступки и действия. Здесь появляется конфликт между «хочу» и «должен». Ребенку нужно дать понять, что он может поиграть в компьютер вместо того, чтобы делать уроки, но завтра перед учителем ему необходимо будет объясниться.
На этом этапе появляются обязанности, и задача родителей потихоньку давать ребенку долю ответственности, не решая при этом проблемы за него. Приведем простой пример: в доме отключили свет. Ребенок остался один и потому в панике звонит родителям, чтобы узнать, что нужно делать. Конечно, вы можете дать ребенку четкую инструкцию вроде «возьми свечи в комоде, спички в коридоре и жди нас», а можете позволить ребенку проявить немного самостоятельности. Для начала выслушайте ребенка и помогите ему избавится от паники. Затем предложите ему самому найти выход из данной ситуации. Возможно, у него завалялся дедушкин фонарь и его использование будет куда более безопасно, чем свечи.
Будьте терпеливы, поддержите его в этой ситуации и обязательно проанализируйте ситуацию вместе с ним уже после случившегося.
Бежим непонятно куда и непонятно зачем
Понятно, что не каждому родителю удается успешно завершить все этапы воспитания ответственности. Отсюда и появляется бешеное желание переделать своего ребенка, когда он уже сформировался и вырос так, как было заложено в детстве. Родители замечают это достаточно поздно и, начитавшись статей в интернете, начинают предъявлять ребенку такие высокие требования, до которых он, увы, не достает. Что же делать в случае, если нужного лидерского воспитания в свое время оказано не было?
Все просто: начать с себя. Хотите, чтобы ваш ребенок ставил себе цели и достигал их? Так покажите на личном примере, как это делается. Привлеките всех членов семьи. Ребенок будет учиться, глядя на вас.
Подведем небольшой итог
Нельзя:
- Навязывать сформировавшемуся ребенку определенную модель поведения
- Обесценивать чувства ребенка
- Тонуть в ребенке и принимать решения за него
Нужно:
- Показывать личный положительный пример
- Постепенно давать ребенку разного рода ответственность и оставлять за ним право на креативное решение той или иной проблемы
- Разговаривать с ребенком, спрашивать его мнение и считаться с ним
И напоследок, как бы ни была привлекательна роль лидера для родителей, куда важнее воспитание психологически здорового человека, умеющего брать и нести ответственность за свои действия. Помните, что ваш ребенок – это не средство для реализации ваших собственных амбиций.
Мария Удовкина.