Яковлева Нина Николаевна, ветеран педагогического труда, Почетный работник общего образования РФ, Отличник образования РС(Я), обладатель знаков «Учитель ученических признаний» ,«За развитие образования в улусе», «За заслуги перед улусом» , Почетный гражданин с. Хаптагай в данной публикации делиться опытом создания организационно-педагогические условий для развития творческих способностей учащихся.
Переход школ на профильное обучение определен Правительством и концепцией модернизации Российского образования. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки, направленной на индивидуализацию обучения с учетом рынка труда». И задача школы отсюда, воспитать компетентного выпускника, способного системно применять знания, умения, ценностные установки и успешно разрешать проблемы и практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. И в этот период особенно возрастает значение дополнительного образования, с его опытом, потенциалом развития у детей творческих способностей, индивидуальных склонностей. Умело организованное дополнительное образование учащихся способно улучшить школьное образование, повысить интерес к учебе.
Дополнительное образование является смысловой и конструктивной единицей системы образования и есть гибкая технологическая подсистема образования, способствующая социальному и профессиональному самоопределению детей. Развитие творческих способностей –это ориентир целеполагания, педагогического проектирования работы с детьми. Особыми возможностями дополнительного образования является то, что кружок это не урок, а дружеский диалог, не формальность общения. Тут важно «создать ребенку ситуацию успеха», дать проявить себя, свое «Я», развить его творческие способности.
Мы все прекрасно понимаем, что от того, как мы обустроим свою работу, работу студии, кружка, от того, как она впишется в систему воспитательной работы школы, в социум, во многом зависит результат педагогической работы по выявлению и развитию природных задатков и способностей наших детей. Задача педагога — создать надлежащие условия, помогающие детям «раскрыться», организовать среду развития творческого потенциала, способностей ребенка. Педагог дополнительного образования зачастую оказывает решающую роль в выборе профессии обучающимся, о чем свидетельствуют примеры из практики.
В данной работе хочу поделиться опытом создания организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащихся на занятиях школьной телестудии.
Цель объединения: Воспитание гармоничной, развитой личности, развитие их творческих способностей через реализацию их потребностей и интересов в сфере творчества. Задачи: Раскрытие внутреннего потенциала детей. гуманизация и демократизация взаимоотношений в общении разновозрастных группах, развитие коммуникативных качеств. Наши принципы: Добровольность и открытость в сотрудничестве, активность и инициативность, свобода выбора действий. Ведущие идеи нашей студии: Создание условий для реализации своих творческих возможностей, развитие нестандартных, наиболее конструктивных способов решения творческих задач, укрепления сотрудничества между детьми разных возрастов, содействие профессиональному самоопределению подростков.
Руковожу телестудией с 2003 года, вот уже 20-й год. За это время через нашу студию прошли десятки увлеченных, творческих детей. В нашу студию приходят талантливые дети, которые хотят реализовать себя в журналистике, также дети, которые ищут себя, нередко не очень успешные в другом виде деятельности. А я, в свою очередь, стараюсь создать благоприятные условия, атмосферу радости детского творчества, успеха, сотрудничества. Программа, по которой работаю, рассчитана на три года обучения. На занятиях «Ведущий в кадре» учим выстраивать и контролировать ситуацию общения, эффективно взаимодействовать с cамыми разными людьми, держаться перед телекамерой. Программа рассчитана на всех, кто хотел бы повысить эффективность общения — как делового, так и личного, научиться гармонично взаимодействовать с людьми, свободно вести диалог, держаться перед телекамерой, брать и давать интервью, освоить искусство самопрезентации, уметь составлять тексты разных жанров. Основой практических знаний в телестудии является сценарий. Для того, чтобы учащиеся научились писать сценарий необходимо движение от сочинений. От письменных рассуждений на определенную тему — к полноценному телевизионному произведению, построенному по основным законом драматургии. Сценарных эталонов тоже не существует, каждый новый клип, реклама, фильм требует новых «чертежей» своеобразной настройки мыслей, чувств, фантазии автора.
Кроме учебного плана мы работаем по проектам. В настоящее время у нас действуют проекты: документальные и художественные фильмы , «Минньигэстик утуйуҥ, кырачааннар», «Минньигэстик аһааҥ», «Сатабыл», «Анимационные фильмы», «Дьыллар уонна дьоннор», «История кэрчиктэрэ». В работе телестудии ребятам ставятся задачи и задания творческого характера.
В телестудии сложилась своя традиция, позволяющая создавать психологически комфортную обстановку, которая способствует творческой деятельности детей. Мы смогли сохранить контингент учащихся. Состав телестудии разновозрастной, начиная с 2 класса по 11 классы.
В студии занимаются дети с различным уровнем способностей и возможностей, в том числе дети, которых считают «проблемным». Один мальчик состоит на учете из-за ПАВ. Вот мы делали ролик «Мы — против». Сам мальчик принимал участие в создании ролика. И теперь ему «это» не надо. Почему? Прежде всего творческий процесс связан с радостью. А радость повышает уверенность в своих силах, дает возможность найти свое место в детском коллективе и формирует позитивное отношение к жизни.
В телестудии царит дух творчества, потому, что приходят сюда увлеченные. А мы в свою очередь стремимся понять, поддержать каждого, помочь обрести крылья для успешного жизненного полета. В студию также приходят дети, которые не успешны в общей школе, учатся они посредственно, свое занятие вне школы еще не нашли. Так, к нам пришла девочка В. Училась она на тройки, в классе сторонилась своих одноклассников, не находила общего языка с ними, были частые конфликты. В начале она приходила, присматривалась, следила за ребятами. Я ей предложила записаться в группу корреспондентов, дала первое задание, для новостей в эфире. Ничего, справилась. Далее предложила написать заметку в улусную газету, В. написала, немного исправили, отредактировали и отправили в газету, а заметку напечатали, мы всей студией читали и радовались за нее, и вот пошло–поехало. В. начала регулярно освещать работу школы, успехи детей, новости села в улусной газете. И результат не заставил ждать долго, в 2007 году наша В. стала «Лучшим молодым корреспондентом» газеты «Эркээйи». Так у В. появилась надежда на успех, радость удачи, любимое занятие. Спина у девочки выпрямилась, в классе зауважали, стали с ней считаться. Для того, чтобы ребенок поверил в себя необходимо создать ситуацию успеха, которая создает «зону ближайшего развития». А метод работы педагога ориентирован на развитие потенциальных способностей детей, и именно в кружках и студиях в отличие от общеобразовательных. Воспитанник может самостоятельно выбрать вид творческой деятельности, которая в наибольшей степени импонирует его склонностям и интересам. Таким образом наша В. у нас в студии нашла себе любимое дело. Далее она успешно окончила школу, педагогический колледж, у нее семья, трое детей, дом, машина, счастливая семья..
Профессиональное самоопределение в школьные годы имеет немалое значение в будущей жизни. Среди выпускников Александра Федорова (в школьные годы награждена улусной премией заслуженного работника культуры РСЯ И.И.Брызгалова «Эдэр кэскиллээх корреспондент») – сейчас замредактора республиканского журнала «Үйэ», Тамара Колесова — музыкальный руководитель Дворца детства в г.Якутске, Наташа Ефимова–Айхаана – визажист в г. Рим Италии, Диана Терентьева, Констанция Никифорова – студенты СВФУ, факультета культура и языков народов Сибири и Дальнего Востока, Полина Григорьева – актриса Нерюнгринского театра, Александр Терентьев – юрист, ведущий специалист МФЦ, Валерий Афанасьев – студент СВФУ факультета информационной технологии и телекоммуникации, Владиан Цыпандин – студент пединститута, Миша Сидоров – Амурский мединститут, Артем Федоров – СВФУ Автодорожный факультет, Полина Попова учительница английского языка, Сайаана Стручкова – студентка финансового колледжа, всех не перечислишь…
Некоторым учащимся составляю «Индивидуальный маршрут развития талантливого воспитанника». Такой маршрут составила для Констанции Никифоровой, которая успешно занималась в студии 10 лет.
Гарантия успеха –достижения воспитанников. Наши воспитанники победители международных , всероссийских, республиканских конкурсов, таких как, «Петебурский экран», «Таланты Росии», «Палитра культур», «Северного форума», Фонда Оксаны Федоровой «Мои герои большой войны», «Юнкоры –рыцари пера», «Полярная звезда», НВК «Саха», издательства «Кэскил» и др.
Развить творческие способности возможно лишь через интересное дело. И задача педагога создать максимально эффективного, целостного развития личности, т.е. создание условий для раскрытия и таланта. Наша телестудия создает условия для саморазвития школьников, формирования целостного мировоззрения, развития творческих способностей, свободного владения языком, речью. Важнейшей задачей школьной телестудии является приобщение к ее работе учащихся всех классов, развитие творческого мышления, способности мыслить, творить, самостоятельно принимать решения, быть личностью, главное для развития ребенка это я считаю –гарантия успеха и индивидуальная и коллективная. И моя, как педагога, задача – создать условия для развития творческих способностей на занятиях студии.