В последнее время довольно много внимания уделяется теме праворукости и леворукости. Обусловлено это скорее всего тем, что за прошедшие 20 — 30 лет ученые активно изучают причины этих феноменов, а раз так, то и споров, и диаметрально противоположных мнений, и дискуссий немало.
Последние научные исследования относят проявление праворукости и леворукости к генетике. Это значит, что существуют гены, которые обуславливают предпочтение той или иной руке. Но давайте разберемся, ведь далеко не все гены, которые в нас присутствуют, срабатывают в жизни. Например, человек генетически может быть склонен к рисованию или музыке, однако, если он не начал заниматься этим с детства, то вполне может даже и не узнать, что у него эти гены есть. А даже если и знает, то без целенаправленного развития в данном направлении он не станет ни художником, ни музыкантом. Гены это всего лишь программы, установленные в нас при создании, а включаем программы мы сами.
Логично предположить, что и с развитием той или иной стороны тела та же история. Новорожденный ребенок никак не проявляет склонности пользоваться той или иной рукой, просто потому что в этом возрасте дети вообще исполняют мало действий руками. Проявляется праворукость и леворукость гораздо позже, когда ребенок в силу развития начинает активно пользоваться руками и отдавать предпочтение какой-то одной из них.
Тогда получается, что на процесс развития рук можно влиять, если начать это делать в раннем возрасте. Встает вопрос, а зачем влиять? Чего мы пытаемся добиться, влияя на развитие той или иной частей тела?
Известно, что работа частей тела осуществляется мозгом. При этом за правую часть тела отвечает левое полушарие мозга, а за левую часть тела — правое. Сами полушария тоже различаются по своим функциям. Левое отвечает за логическое мышление, речь, математические действия и, конечно, многое другое. Правое, как считается, отвечает за развитие творчества, нестандартного (нелогического) мышления, интуицию, ясновидение и также многое другое. Использование правой или левой руки указывает на преобладающее развитие того иного полушария. Но ведь в идеале хочется, чтобы оба полушария были развиты хорошо и равномерно. Гармоничное развитие в любой области всяко лучше перекоса.
Значит, мы стремимся воспитать амбидекстра — человека одинаково владеющего обеими руками и обеими частями тела в целом. Возможно ли это, и что будет, если мы пойдем против природы? Когда мы отдаем ребенка заниматься спортом, развивать какие-то группы мышц и не позволять заплывать жиром, мы не задаемся вопросом, а не идем ли мы против природы? Вот человек склонен, например, к полноте, это тоже, кстати, гены. Так может дать возможность природе сделать свое дело, а человеку — ожиреть?
Соответственно ничего страшного не произойдет, если мы целенаправленно будем развивать у ребенка обе руки, обе ноги и, как следствие, оба полушария. Ведь полушария мозга ВЗАИМОсвязаны с работой конечностей. Это значит, что развивая конечность, мы развиваем соответствующее полушарие, а полушарие, развиваясь, влияет на работу конечности.
Сделать ребенка амбидекстром совсем несложно. Для этого просто необходимо с годовалового возраста следить за тем, чтобы ребенок равномерно использовал обе руки и чтобы нагрузки были равномерными.
1. Сначала мы следим, чтобы ребенок брал игрушки то одной, то другой рукой. Если видим предпочтение одной из рук, всячески поощряем, чтобы другой рукой он тоже брал, ловил или кидал игрушки. Сопровождаем эти игры объяснениями типа «а теперь другой ручкой, а то она обидится».
2. Когда ребенок начнет есть самостоятельно, следим за тем, чтобы он держал ложку то в одной, то в другой руке. Конечно, не перекладывая ложку каждый раз из руки в руку, а, например, кашу едим правой рукой, а суп левой. Или завтрак — правой, обед — левой, полдник — правой, ужин — левой. Или по дням, день — левой, день — правой.
3. Чистим зубы утром правой рукой, а вечером левой. Или наоборот.
4. К моменту, когда ребенок начнет рисовать, опять же просим его рисовать один рисунок правой рукой, а другой — левой.
5. К возрасту, когда ребенок начнет учиться писать, он уже будет владеть равноценно обеими руками. Здесь я бы порекомендовала учить писать только правой и только по той причине, что у нас письмо идет слева направо, и правой рукой это делать естественнее и удобнее. Но, чтобы компенсировать нагрузку на правую руку, надо предложить ребенку рисовать только левой. Тогда нагрузки распределятся равномерно.
Впоследствии вам уже не надо будет ничего контролировать. Ребенок сам будет выбирать виды деятельности для правой и левой руки. Эти виды будут различаться, как письмо и рисование. То есть какие-то манипуляции ребенок всегда будет производить правой рукой, а какие-то всегда левой. Это то, к чему мы стремимся — самостоятельное распределение нагрузки на обе руки и, как следствие, равномерное развитие полушарий.
Результат вы сможете вскоре оценить сами. Ребенок будет одинаково успевать и по техническим, и по гуманитарным предметам; и в языках, и в творческой деятельности. Логика в нем будет гармонично соседствовать с интуицией, дополняя друг друга.
Это ли не блестящий результат наших родительских усилий.
Крылова А.А