10 ноября Якутская межэтническая школа журналистики посетила именитую Усадьбу Атласовых. На этно-экспедиции участники школы поближе познакомились с историей, культурой и обычаями народа саха. Кульминация программы – обряд очищения и благословения (алгыс) от хозяйки Валентины Атласовой.
После ознакомительной экскурсии группу провели в традиционное жилище якутов — балаган с якутским камином (печью) — камельком. Любопытный момент – к началу последней части экспедиции с обрядами во всей усадьбе ушёл свет. Так что практически все действия далее проходили в таинственной обстановке лишь при свете камелька.
Первым делом Валентина Константиновна очистила гостей с помощью поджигания бересты и конского волоса. Это делается для того, чтобы избавить путников от негативной энергии и влияния злых духов. Дым – это классическое средство для обряда очищения. По поверьям народа саха злые духи его не переносят. Береста широко используется в быту и ритуалах якутов, является почитаемым деревом. А конь – это священное животное народа, волос которого так же имеет бытовое и обрядовое значение.
Далее хозяйка, поджигая камелёк, рассказала о том, как жили и во что верили древние якуты. В первую очередь стоит отметить, что в веровании народа саха в Среднем мире (Орто дойду) все предметы и явления природы, влияющие на благосостояние человека, имеют своего иччи. Иччи — это сущность, хранитель, владыка, природа чего-либо. В каждом балагане есть иччи огня, домашнего очага – Уот иччитэ. Он является самым главным из всех иччи и высоко почитается. Через него люди обращались ко всем Верховным небесным божествам со своими просьбами. При должном уважительном отношении Уот иччитэ обязательно поможет и защитит семью. Умилостивляли его лучшими угощениями – оладьями, маслом, сметаной, мясом, кумысом, а также конским волосом.
Холодный и тёмный балаган начал наполняться теплом и светом. Валентина Константиновна попросила своих слушателей положить руки на колени ладонями вверх и подумать о своих самых сокровенных желаниях. В это время она шептала огню просьбы о благословении гостей, их защите от злых духов, об исполнении их желаний. Она кормила его конским волосом, шептала и кланялась. С духом-хозяином огня можно общаться и получать ответ. Далее группа, затаив дыхание, наблюдала за тем, как возгорается огонь. Хозяйка переводила каждый жест пламени. Его языки поднялись высоко вверх, выглянули по бокам, начал слышаться треск дерева – Уот иччитэ принял гостей и дал им свое благословение.
Затем она попросила людей встать, подойти к камельку, почувствовать его тепло на ладонях, хорошенько потереть руки и приложить их к золотому сплетению. Мы вобрали в себя тепло огня.
Хозяйка Усадьбы Атласовых показала участникам экспедиции обряд обращения к Айыы (Высшим божествам) удаганки (женщины-шаманки) с шумовым инструментом «дьа5а». Его делают из осины и прикрепляют к нему бубенчики, внутри которых помешают бусины для звонкости.
Также Валентина Константиновна продемонстрировала игру на ритуальном ударном инструменте «Чардаат күпсүүр». «Чардаат» (в переводе с якутского – «чердак») – это старинное надгробное сооружение, его форму повторяет ударный инструмент. Это восьмиугольный барабан, обтянутый кожей на четырёх ножках, по которому бьют колотушкой «былаайах». Ударяя по чардаат күпсүүрү в особом темпе и сопровождая особой техникой пения, можно связаться с духами или обратиться к Айыы.
Последним обрядом было соединение Үс-кут. Кут – это душа человека, состоящая из трёх частей: буор-кут (тело), ийэ-кут (наследие), салгын-кут (ум и разум). Валентина Константиновна с помощью дэйбиир (конский хвост на деревянной ручке) показала, как объединить три кута человека. Факт: дэйбиир считается правильным, когда из деревянной ручки торчит кость хвоста лошади.
Якутская культура окутана мистикой и духовностью. Народ саха крайне суеверный и по сей день чтит свои традиции. Мы не забываем кормить природу, когда идём по ягоды. Многие якутские свадьбы сопровождаются алгысом. Когда нас постигают тревоги, мы обращаемся к обряду очищения травой, звуками хомуса, деревом. Однако многого современные якуты сами могут ещё не знать. Мы с уверенностью можем сказать, что на этно-экспедиции в Усадьбу Атласовых каждый открыл для себя что-то новое.
Текст: Карина Оконешникова
Школа межэтнической журналистики