В настоящее время интерес школьников к чтению резко снизился. В семье про чтение совсем забыли. Почти у трети семей нет личных библиотек. Видно, что ребенок с малых лет не приучается к чтению. Все это показывает снижение уровня чтения. По результатам международных исследований только одни уроки чтения, литературы не помогают повышению интереса к чтению. Если ребенок до 12 лет в свободное время не любит читать, то потом поздно будет его приучить к чтению.
Уровень чтения развивается: в семье, школе, библиотеке. Они должны влиять на ребенка взаимосвязанно и дополнять друг друга. По моим наблюдениям, как опытный учитель и завуч, кто много не читает, пишет неграмотно, отстает по учебе, нет кругозора, появляются пробелы по учебе. Известный поэт Самуил Маршак подчеркнул, что имеются «талант писателя и талант читателя». Талант читателя мы должны развивать, раскрывать и поощрять. Поэтому работа библиотеки должна притягивать детей к себе, к книгам.
Книга является основным незаменимым средством самообразования. Велико воспитательное воздействие книги на подрастающее поколение. В первую очередь в семье дети должны с малых лет приучаться к книгам, к чтению. Если мама и папа не читают, то это тоже влияет на ребенка негативно. У нас в поселке немало читающих семей, имеющих большую личную библиотеку, как семья Березкиных, Дегтяревых, Корякиной А.П., Тарковой А.Ю., Тарабукиных Н.С. и Н.И., Винокуровой Е.М. и др.
Школьные библиотеки стремятся помочь своему читателю в приобретении необходимых знаний и навыков, однако цель приобщить каждого ребенка может быть достигнута только совместными усилиями школы и библиотеки. Как показала практика, работа от случая к случаю не приносит заметной пользы, она должна проводиться систематически и целенаправленно.
Чтение – это обретение радости, какую ты испытываешь сам и доставляешь другому. Как завуч, ряд лет наблюдала на уроках и экзаменах, когда учитель останавливал ученика фразой: «Не пересказывай, а анализируй». Порой не понятно, почему нельзя пересказывать книгу, радуясь тому, что ты ее читал, на пересказе, я думаю, рождается массовый читатель и оратор. С таким восторгом и упоением рассказывающего ученика не надо перебивать, а слушать. Читающий ученик – это ученик мыслящий и он хорошо учится по всем предметам.
В течении 7 лет работы в библиотеке я наблюдаю за читателями. Хорошо посещают учащиеся со 2 по 5 классы, с 6 класса – меньше. Учащиеся 4 класса ( учитель – Корякина А.П.) часто берут произведения писателей, которые она предлагает на уроках внеклассного чтения и все. Этот их интерес надо развивать и помочь не терять в старших классах. Но детей нельзя приучать из – под палки, а постепенно шаг за шагом. Школьник через отдельную страницу должен «пробовать» книгу, чтобы решить, нужна она ему или нет.
Надо приучить ребенка: по–онегински читать, по-рахметовски выбирать книгу, боготворить ее, как Ниловна, которая прежде чем завести разговор о книге, зачем – то чисто вымыла руки, по– корчагинцы общаться с нею, научить как работать с книгой. Лишь тогда будет желание читать ее, а спустя какое–то время и перечитать.
Школьник свое свободное время проводит за компьютером, телевизором, видео. Поэтому у большинства ухудшился уровень чтения, грамотности, умение говорить и выступать. Ребенок должен читать на родном языке. Возникла угроза русифицирования населения с развитием технического прогресса. На уроках якутской литературы в программе мало произведений якутских авторов. За 7 лет с 5 по 11 классы ребенок изучает 227 произведений, в том числе 155 стихотворений. На уроках по якутской литературе есть ряд проблем: краткость изучаемых произведений до минимума, учебники в некоторых классах морально устарели, в библиотеках мало оригиналов произведений, мало классических произведений, низкая культура чтения, нет должного контроля со
стороны родителей и классного руководителя. Надо обучать школьников по первоисточникам. Для этого выпускать произведения большим тиражом. Проводить побольше конкурсов, литературных викторин, читательских конференций, семейных конкурсов, круглых столов по проблемам чтения.
Учащиеся начальных классов должны выйти грамотно читающими, увлеченными чтением. Для этого учителя начальных классов должны прививать любовь к книгам с малых лет, научить обмениваться своим мнением о прочитанном, культуре чтения. К переходу в среднее звено ребенок, выполняющий норму чтения, дальше успешно учится. В средних и старших классах много устных предметов, если ребенок не умеет читать, то трудно дается учеба. Надо уделять внимание росту темпа чтения, выразительности, чтению с пониманием. Для привития интереса к чтению маленькому ребенку можно дать почитать иллюстрированные книги, с короткими текстами, с сказками.
В семье устраивать совместные громкие читки, обсуждать прочитанное. Развитию чтения способствует чтение про себя, здесь темп обычно быстрый. Быстрому чтению помогают еще зрительные диктанты. Когда ребенок приносит одолженные книги, библиотекарь вкратце просит пересказывать, о чем эта книга. В следующий раз он приходит, прочитав книгу, а непросто приносит книгу. Это тоже один из воспитательных приемов.
Своим творческим подходом к работе, своим проектом планирую постепенно приучать учеников к систематическому, ежедневному чтению, формировать высокий уровень восприятия художественной литературы, позволяющий включать в круг своего чтения разнообразные и сложные книги, к умению и желанию воспользоваться всеми возможностями, предоставляемыми в библиотеке, знакомиться с библиографией. С чего же начать? С проведения первых по плану занятий встречи с книгой, библиотекой. Дети больше всего любят игру, соревнование, практические занятия, любят увлекательный рассказ библиотекаря, с демонстрацией богато иллюстрированной книги. Важно помочь детям увидеть непосредственную связь между их успехами по литературе, истории, по другим наукам и хорошим знанием библиотеки, ее справочно – библиографического материала, умением систематически, вдумчиво много читать.
Некоторые учителя – словесники добиваются у ребят ведения дневников чтения. Это прививает интерес к чтению, ребенок раскрывает душу, иллюстрирует один из эпизодов книг. Без постоянной повседневной тренировки, постоянного соприкосновения с библиотекой мы не сумеем выработать у читателей привычки ежедневно обращаться к книге. Мы должны не только поддерживать у детей интерес к чтению, но развивать творчество читателя. Поэтому я работаю по авторским проектам: «Библиотека как центр единого образовательно-информационного пространства школы», «Семейное чтение», «Сохраним наследие» Стихотворная речь развивается намного быстрее, чем прозаическая. В сердцах рождаются первые детски – наивные, но идущие прямо из души, поэтические строки. Эти свои стишки, рассказы вынесем на всеобщее обозрение, напечатаем в газетах, маленьких брошюрках.
Одним из приемов чтения в семье является привлечение ребенка к чтению через газеты. Например, «Кэскил», « Юность Севера», «Индигир уоттара». Дети решают кроссворды, отгадывают загадки и отправляют ответы в редакцию, потом ждут результаты, читают статьи, рассказы. С этого началось, например, у моих детей, любовь к чтению, книгам. С удовольствием читали о своем родном поселке, улусе, радовались, когда читали о знакомых. Со временем круг чтения расширяется, пытаемся собрать библиотеку книг издательства « Бичик».
Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод:
1. Самым первым спутником чтения в семье может быть газета.
2. Воспитательная роль газет велика, они учат детей трудиться, правильно проводить свое свободное время.
3. Наблюдается интерес к каждодневным событиям, новостям улуса, республики.
Настоятельно советуем родителям подписаться на газеты, детские журналы, вместе читать с детьми. Плохо, что нет книжных магазинов, киосков. Чем больше читает ребенок, тем лучше развивается речь, мышление. Когда он читает, не обращает внимание на телевизор, компьютер, видео, вовремя готовится к урокам. Книги очень дорогие, поэтому надо научить детей ходить в библиотеку, некоторым семьям не по карману покупать книги, и нет их в продаже. В последнее время роль библиотек повысилась, особенно в сельских местностях.
Книга – рукотворное чудо света, это то, что сопровождает род людской чуть ли не с колыбели. Что, как и зачем читать? Читать можно вслух и про «себя», медленно и быстро. Быстрота чтения зависит не только от грамотности читателя, и от того, какая это книга. Есть легкие для чтения книги, есть такие, которые требуют постепенного освоения. Методика быстрого чтения относится к справочной литературе, периодике. Есть любимые книги, ставшие друзьями на всю жизнь, мы их перечитываем снова и снова, есть любимые жанры, например, в детстве — сказки. С возрастом круг чтения меняется. Настоящий читатель любит книгу не как вещь, а как живое существо, умеет использовать в жизни то, о чем прочел. Нужно помочь отбирать книгу, узнав круг интересов ребенка. Хорошо и удобно, что есть читальный зал на 15 мест в нашей школьной библиотеке. Часто заходят учителя, ученики, у кого есть окно в расписании. Здесь можно полистать свежие газеты и журналы, новые книги, готовиться к урокам. Наблюдается рост интереса и среди педагогов, и среди учащихся.
В толковом словаре В.И.Даля есть определение: « Читатель, читательница, читающий книгу для себя». Как это ни ужасно звучит, но некоторые люди читают, чтобы «убить время». Прочел и забыл. Жизнь без книги – это не настоящая жизнь. И будем с книгой дружить, всегда будем лучшими друзьями! « Дети – это живой поток, лента нашей будущей жизни, семя будущего. Какие семена посеем, к тому и придем в будущем», — с этими словами заканчиваю свою работу.
Марианна Лобанова, педагог-библиотекарь высшей категории
МБОУ «Улахан-Чистайская СОШ имени Н.С. Тарабукина» Момского улуса,
Почетный работник общего образования РФ, обладатель знака «Династия педагогов
РС (Я)», ветеран труда.