История пионерской организации неразрывно связана с юнкоровским движением. Юнкоры были рупорами советской власти, пионерской организации. В своих «молниях», стенгазетах они писали о своих достижениях, клеймили своих сверстников за «двойки», нарушение дисциплины, были честными, бескомпромиссными в своих убеждениях. Приводим отрывок из публикации “Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы» о становлении юнкоровского движения в России.
В 1920-е годы в СССР интенсивно развивалось медиаобразование школьников и молодёжи на материале прессы. В этот период пресса выступала в качестве одного из основных средств информации и коммунистической пропаганды, мощным орудием в политической борьбе, средством распространения знаний в области науки и культуры.
В 1920-е годы число периодических изданий значительно возросло. Коммунистическая партия в то время руководила и контролировала процесс развития прессы, считая её «могучим орудием пропаганды, агитации и организации; незаменимым средством воздействия на самые широкие массы» [КПСС в резолюциях, 1990, с. 85]. В.И.Ленин полагал, что основная и главная задача прессы состоит в том, чтобы она служила «орудием социалистического строительства» [Ленин, Т. 36, с.192]. При этом, на 12-м съезде РКП (б) в 1923 году партией была выдвинута задача создания специализированных газет для каждого основного слоя читателей, тем самым были заложены основы дифференциации всей системы советской прессы, получившей своё воплощение в сложившихся группах изданий, ориентированных на различные категории (например, комсомольская печать, молодёжные журналы, пионерские газеты, пионерские журналы), а также учитывающих профессиональные интересы читательских слоёв (профсоюзная печать, военная печать и т.д.). Все выше изложенные обстоятельства способствовали широкому распространению медиаобразования школьников и широких слоев населения на материале прессы.
В 1920-е годы возникает множество профессиональных периодических изданий, предназначенных для детей и юношества. Такого рода периодические издания существовали и до революции, но детскую и юношескую периодику 1920-х годов отличает от подобных изданий то, что она была направлена на развитие творческой активности подрастающего поколения.
Самый первый советский журнал для детей назывался «Северное сияние». В свет вышел он в 1919 году в Петрограде и предназначался для детей 9-12 лет. Подчеркнем, что именно этот журнал стоял у истоков основных путей развития советской детской журналистики. В 1920 году «Северное сияние» издавалось тиражом 15000 экз. Журнал, конечно, не был и не мог быть изданием массовым. Но по тем временам, особенно если учесть затруднения с бумагой, это тираж считался большим . «Северное сияние» – журнал, принципиально отличающийся от ранее издававшихся периодических их зданий для детей. Он пытался содействовать коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, составив для него новый круг чтения (журнал выходил с приложениями). Чёткое членение на отделы также отличает «Северное сияние» от прежних журналов, которые скорее напоминают сборники случайных рассказов и статей.
Редакция «Северного сияния» предлагала читателю присылать свои статьи, очерки, заметки. «Всё что будет в них интересного, оригинального, вдумчивого, – говорилось в обращении к ребятам, – встретит радушный приём на страницах журнала. Редакция с одинаковым вниманием будет относиться и к законченному, мастерски написанному очерку опытного сотрудника- литератора, и к первому опыту начинающего сотрудника-читателя» [Северное сияние, 1919, с.5].
Именно, 1920-е годы, по сути своей, можно назвать временным отрезком, в рамках которого, произошёл мощный взрыв, связанный с проявлением интереса и активной деятельности со стороны школьников и молодёжи в сфере журналистики.
С 1921 по 1930 год в Москве существовал Институт детского чтения, занимавшийся изучением специфики детской периодики, психологии читателей и т.д. Вопросами детской журналистики занимались студия детской литературы при институте дошкольного воспитания, учреждения культуры и учебные заведения. Они проводили анкетирования, опросы читателей, выявляли самые популярные детские издания, рубрики и публикации.
С 1922 года в СССР стали возникать различные детские движения, которые активно участвовали в развитие детской прессы. К числу таких движений можно отнести юнкоровское, деткоровское и пикорское. Под «деткорами» понимались ребята пионерского возраста, писавшие о жизни детей. Многие периодические издания включали в себя материалы юных корреспондентов – «юнкоров» и «деткоров». Очень часто «юнкоры» и «деткоры» объединялись в кружки, в которых профессиональные журналисты обучали их готовить материалы для газет и журналов. Юные корреспонденты создавали свои юнкоровские посты на местах, участвовали в ликвидации безграмотности, уборке урожая, экспедициях и т.д.
Наряду с юнкоровским и деткоровским движениями славилось ещё одно – массовое пикорское движение. «Пикором» мог быть любой пионер, пишущий в газету или журнал о жизни пионеров и детей, их работе, но только при одном условии, он должен месяц проработать в кружке, то есть получить своего рода квалификацию. Тем самым, пикорское движение носило добровольческий характер, это было связано с тем, что именно это могло обеспечить широкое участие пионерской массы в печатных и стенных газетах. Пикорские кружки организовывались при печатных и стенных пионерских газетах и были основой пикорской учёбы. В результате этой работы – каждый пикор и член кружка должен был получить элементарные представления по вопросам печати, приобрести некоторые навыки для своей корреспондентской деятельности.
Безусловно, привлечение таких ребят к участию в пионерских печатных и стенных газетах имело большое значение, так как, жизнь школ, детских домов и просто неорганизованных детей, в то время, не находила достаточного отражения на страницах отечественной прессы.
Итак, с возникновением детских движений одновременно зарождается и пионерская печать. Появились первые пионерские журналы: в 1922 г. – журнал детских коммунистических групп «Юные товарищи», в 1923 г. – журнал «Барабан», в том же году в Петрограде – детский альманах «Воробей» (в 1924 г. он был переименован в «Новый Робинзон»); в 1924 г. журнал «Пионер»; в 1925 г. в Ленинграде вместо «Нового Робинзона» начал выходить журнал «Красный галстук» и др.
Детский журнал «Юные товарищи» издавался Центральным Комитетом Российского коммунистического союза молодежи совместно с Комиссией детских учреждений ВЦИК. Журнал практиковал переписку с читателями.
«Пусть юные товарищи, – писала редакция, – в каком бы глухом уголке страны ни получали наш журнал, смотрят на него, как на своего друга, которому можно доверить все, что интересует, каждому есть, что рассказать своим товарищам, живущим от него далеко, но связанным общими интересами – журналом» [«Юные товарищи», 1922, № 4, с. 6]. Из этого обращения редакции к своим читателям видно, что журнал всячески пытался привлечь своих читателей, к тесному сотрудничеству с журналом, сделать их своими корреспондентами.
Основное внимание журнал уделял вопросам детского коммунистического движения. Но на его страницах мало говорилось об идейном отличии детского коммунистического движения от старого скаутизма, пионерские организации назывались скаутскими. Обращая внимание ребят на основной закон пионеров – «Быть верными рабочему люду», журнал в то же время увлекался описанием обычаев пионеров. Большая роль в детском движении отводилась игре. Испытывая большие денежные затруднения, в 1922 г. журнал прекратил существование.
Еще один журнал юных пионеров назывался «Барабан». Начал он издаваться в апреле 1923 г. в Москве. Журнал был задуман по инициативе самих ребят и первоначально выходил как орган районной пионерской организации. Делался журнал руками комсомольцев. Это был журнал, прежде всего, общественно-политический, он последовательно раскрывал детям идейную сущность пионерского движения. Журнал почти целиком посвящался вопросам пионерской работы, проводил большую работу с деткорами. В № 1 1924 г. редакция сообщала, что «Барабан» имеет 380 пикоров (пионерских корреспондентов).
В 1924 г. вышел в свет первый номер журнала «Пионер» (орган Центрального бюро юных пионеров и ЦК ВЛКСМ). Начал он издаваться тиражом 10 тыс. экз. Журнал «Пионер» ставил перед собой задачу способствовать сплочению детей, вовлечение детей рабочих и крестьян в пионерское движение[«Пионер», 1924. №1, посл. стр. облож.]. Так же, как и журнал «Барабан», «Пионер» проводил большую работу с деткорами.
Журнал «Пионер» совмещал в себе литературный, научно-популярный, публицистический подходы в подаче материалов. Постоянными авторами журнала в эти годы были Л. Пантелеев, А. Кожевников, Б. Житков, В. Бианки, Л. Гумилевский. В отличие от других журналов, «Пионер» использовал новые формы подачи материала: внутри журнала публиковались стенная газета «Пионера» «Бумеранг» (письма деткоров жизни пионеров страны), юмористический журнал «Ерш» (как дополнение к «Бумерангу»).
В октябре 1923 г. в Петрограде начал издаваться ежемесячный детский альманах «Воробей». Предназначался он для детей от 8 до 12 лет. С № 8 за 1924 г. журнал стал называться «Новый Робинзон». «Каждый вдумчивый педагог, каждый родитель, – говорилось в обращении редакции «Воробья», – знает по опыту, что перед ним совершенно новый ребёнок, к которому нельзя подходить с теми методами и приёмами воспитания, которые применялись к тому же возрасту детей в период довоенный… Волшебною сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребёнка – ему нужна другая литература – литература реалистическая, литература черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни. Не творчеством «фантазии» должна быть современная литература для ребёнка, она должна будить в нём творчество мысли, его активность, его самодеятельность» [«Воробей», 1923, с. 3].
Необходимость изменить название журнала в 1924 году была связана с тем, что старое название не соответствовало идеологической направленности издания, и вместо «Воробья» выходил в свет «Новый Робинзон». В 1926 г. вместо «Нового Робинзона» начал издаваться журнал «Красный галстук» (усиление идеологического акцента). Традиции журнала «Новый Робинзон» были продолжены журналом «Ёж» (ежемесячный детский журнал, орган ЦБ юных пионеров и Главсоцвоса). Издавался журнал при Леногизе с 1928 г. по 1935 г., и предназначался для детей среднего школьного возраста (от 11 до 13 лет).
Для этого журнала была характерна склонность к художественным экспериментам. Найдена была удачная форма подачи материала – «Карта с приключениями» (вёл отдел Е. Шварц). В этом отделе помещался самый разнообразный материал – освещались общественно-политические события, сообщались сведения о научных открытиях, рассказывалось о событиях в нашей стране и за рубежом.
В отделе «Наш сбор» пионеры обменивались опытом своей работы. «Клуб «Ежа» знакомил читателей с новостями детского коммунистического движения. Научный отдел публиковал статьи и очерки по различным областям знаний. «Ёж» получал много писем от дошкольников с просьбой напечатать в журнале что-нибудь для них. На страницах журнала печатались рассказы, стихи, сказки для самых маленьких. Постепенно возникла необходимость издавать самостоятельный журнал для детей. В 1930 г. начал выходить ежемесячный журнал для детей младшего возраста (6-7 лет) «Чиж». Таким образом, на основе анализа журналов для детей 1920-х годов можно сформулировать вывод, что для детской журналистики рассматриваемого периода характерно было, во-первых, стремление сплотить ребят, различными способами организовать их быт. С нашей точки зрения, эта особенность характерна следующим журналам: «Барабан», «Дружные ребята», «Юные товарищи», «Пионер». Во-вторых, прослеживалась задача воспитания художественного вкуса у подрастающего поколения. Данная особенность характерна для журналов: «Северное сияние», «Новый Робинзон», «Ёж», частично – «Пионер», в-третьих, характерно широкое распространение коммунистической пропаганды и агитации.
С 1924 года в СССР начинают активно возникать пионерские газеты. Усиленный рост пионерских газет совпал по понятной причине с усиленным ростом детского движения. В 1925 году по всему Советскому Союзу на русском языке насчитывалось около 20-ти пионерских газет. В их числе: дальневосточная газета «Знамя пионера», газета пионеров Ставрополья «Ленинские внучата», Новониколаевская пионерская газета «Юный ленинец» и другие. В школах, клубах, в кружках и в отрядах выходили свои газеты – рукописные, на стеклографе, типографическим способом [Школьник, 1999, с.24].
Газеты включали в себя множество отделов, затрагивающих разнообразные аспекты жизнедеятельности. К их числу относятся: политический отдел, пионеры Запада и Востока, жизнь юных пионеров, уголок пикоров, новинки литературы, наука и техника, отдел развлечений и, наконец, литературно-художественный и статейный материал . «Ежегодно, начиная с середины 1920-х годов, в стране выпускалось 90- 100 тысяч рукописных газет, в которых участвовало до полумиллиона деткоров». Только на Урале издавалось 19 детских журналов плюс газета «Всходы коммуны» с приложением – «Газеткой октябрят» [Школьник, 1990, с. 25].
Пионерские издания того времени поощряли стремления детей к творческой деятельности, направленной именно на создание журнала или газеты. Тем самым, безусловно, такие издания играли организаторскую роль. Помимо обычных многотиражных периодических изданий обнаруживаются и другие формы журналистского самовыражения ребят, например, стенные газеты. По мнению И.И. Иорданского, «школьная стенная газета – проводник воспитательного влияния учебной части и администрации школы. Путем выявления всех недочетов и ненормальностей на своих страницах она заставляла учащихся более серьезно, критически подходить, к самим себе и к своей повседневной жизни, к учебе. Выявляла самостоятельное творчество».
Стенные газеты освещали повседневную жизнь школы, других школ, жизнь партийной или комсомольской ячейки. Только собственно стенная газета с её обширной тематикой, разнообразием жанров, форм подачи материала могла выполнить роль газеты, определённую В.И. Лениным, – быть одновременно агитатором, пропагандистом и организатором дел коллектива. Таким образом, можно выделить основные задачи стенной газеты в школе: 1) отражать идеологическую и учебно-воспитательную работу в школе; 2) отражать всю жизнь школы в целом; 3) быть инициатором всех культурных мероприятий.
Широкую известность в 1920-е годы получили пионерские стенные газеты. В губерниях проводились многочисленные конкурсы и выставки стенгазет, привлекающие массу как городских, так и деревенских отрядов. Некоторые отряды, пионеров организовывали своего рода «издательства», выпускающие по несколько газет. Так, например, Бугурусланский отряд (Самарской губернии) дошёл до того, что стал выпускать целых три газеты: «Апчхи», «Все знают», «Смычка», причём первая газета у них считалась основной, своего рода «официозом», вторая – занималась освещением жизни пионеров CССР, а третья – деревни. Пионерская стенная газета, являясь небольшой частицей всего огромного механизма печати, была призвана выполнять серьезную задачу организации пионерской массы. Газета сплачивала вокруг себя пионеров, руководила их повседневной работой, отражала мелочи их обыденного быта.
В 1920-е годы широкой популярностью пользовались так называемые световые и живые газеты. Световые газеты были двух видов: экранные (демонстрируемые через проекционный аппарат) и рисованные на стекле. Для рисования газет использовалась специальная рама с матовым стеклом, на которую тушью или краской наносился текст либо рисунок, который потом смывался водой. Содержанием световой газеты были новости (оперативная информация) или сатирические материалы, чаще всего карикатуры.
В свою очередь, экранные газеты напоминали кинохронику, киножурнал. Техника их изготовления и показа зависела от имеющегося в распоряжении редколлегии съемочной и проекционной аппаратуры. Тексты, рисунки, карикатуры могли наноситься на пленку или переснимались на экран.
Ещё одна из интереснейших и необычных форм журналистского самовыражения ребят, получившая широкую известность в 1920-е годы, – «живая газета». «Живая» газета состояла из серии сцен, поставленных самими детьми или под руководством взрослых, посвященных единой тематике. «Живгазета» составлялась и разрабатывалась общими усилиями всех её участников. В «живгазете» могли быть номера, связанные с большими событиями, с жизнью СССР и всего мира, но и они должны были связаны с практическими задачами пионерской работы. Больше всего внимания «живгазета» уделяла жизни и работе своего отряда или школы. «Живая» газета, как и печатная, или стенная, жила текущими злободневными вопросами, тем, что особенно волновало её в определенный момент. В «живой» газете быстро менялись темы, разрабатывались новые номера, каждый номер «живгазеты» существовал обычно один–полтора месяца, не дольше, да и то в течение этого времени в номер вносились изменения.
«Живгазета» в каждом номере старалась вести разговор не об одном каком-либо вопросе, а старалась затронуть и актуальные темы. Очень часто «живгазета» включала в свою деятельность зрителей. Использовались разнообразные плакаты, надписи, считалось, что это оживляет номера, делает их понятнее и интереснее. При этом использовались шумовые и световые эффекты, музыка, при этом, к музыке присоединялась физкультура, пляски. «Живгазета» включала в себя сценки, частушки, живое кино, игры. В 1928 году, по данным смотра живгазет в Центральном районе Ленинграда, было 18 газет, из которых большая часть существовала лишь несколько месяцев, насчитывали в общей сложности 171 выступление при примерном количестве зрителей более 30000, причём всё это местные, рядовые, базовые «живгазеты». Если же взять Ленинградскую общегородскую «живгазету», то за 14 месяцев работы было 76 выступлений, обслужено 36600 зрителей (пионеров, школьников и неорганизованных ребят). А всего пионерских «живгазет» по Ленинграду насчитывается свыше 80-ти.
Это в очередной раз доказывает, что интерес к работе среди ребят был настолько велик, что стали обыденным явлением факты организации и работы «живгазет» без руководителей. Понятно, что живая газета, стала одной из самых распространенных форм художественной работы среди пионеров. Именно зрелищность «живгазеты», злободневность её содержания и огромное агитационное воздействие выводил и её из ряда других форм организации досуга. «Живгазета» обладала рядом характерных особенностей: 1) быстро привлекать неорганизованных ребят в ряды пионеров; 2) обращать внимание, добиваться сочувствия и поддержки взрослого населения, а также партийных и профессиональных организаций к пионерской работе; 3) проводить в жизнь все очередные задания пионеркой работы.
Очень часто «юнкоры» и «деткоры» объединялись в кружки, в которых профессиональные журналисты обучали их готовить материалы для газет и журналов. И на наш, взгляд, это была одна из самых первых внешкольных форм массового медиаобразования учащихся.
В 1921 году возникло первое учебное заведение для журналистов –Институт красной журналистики, вскоре переименованный в МИЖ (Московский институт журналистики), а в конце 1923 года – после присвоения статуса государственного вуза – в ГИЖ (Государственный институт журналистики). Этот институт был основной формой подготовки работников средств массовой информации. Создание первого учебного заведения свидетельствует о том, что появилась необходимость в квалифицированных специалистах в области журналистики.
В институте был организован процесс выпуска печатных изданий, в котором активное участие принимали студенты. 20 февраля 1922 года вышел первый номер газеты «Вечерние известия», в том же году возник журнал «Современник», посвященный вопросам журналистики, «Красное перо», еженедельный орган студенческого комитета, «Голос стрижей», однодневная газета студентов. Как видно, в первые годы существования института студенчеству предоставлялись широкие возможности для реализации творческого потенциала и собственных изданий.
Развитие медиаобразования на материале прессы в 1920-е годы подтверждает и появление методической литературы, касающейся вопросов применения прессы в жизни и практике школы, как естественного спутника школьной жизни.
В частности, нами проанализирован уникальный сборник, вышедший в свет 1926 году под названием «Газета в школе, как учебное средство». В сборнике особое внимание уделялось роли и основным возможностям использования газеты в школе. В нём изложены рекомендации, для школьных работников, решивших использовать газету в учебно-воспитательном процессе. В свою очередь, в сборнике отражён опыт работы с газетой в школе, раскрывается план работы педагога по использованию газеты в школе, как одного из учебных средств.
Ещё одно подтверждение интенсивного развития медиаобразования на материале прессы в рассматриваемый нами период составляет брошюра Н.Потапова «Пионерские газеты и пикоры» (1925), где затронуты вопросы, касающиеся того, что должно входить в содержание пионерской стенной и печатной газет, каким образом должен распределяться материал, как необходимо освещать в стенгазете жизнь и быт пионеров, что должен включать в себя юмористический отдел; раскрывается сущность понятий «пикор» и «деткор», при этом описываются особенности их деятельности.
В книге А. Афанасьевой «Пионерские живые газеты» (1928) рассказывалось об особенностях и организации живгазетной работы. Собранный в этой книге материал, основывался на реальном практическом опыте. Автором освещались вопросы пионерской и школьной работы, жизни и быта в живгазете, наглядно показывались всевозможные формы и приёмы живгазетной разработки этих тем.
Итак, по нашему мнению, интенсивное появление медиаобразовательной методической литературы к середине 1920-х годов происходило не стихийно, а целенаправленно. Именно в этот период была острая необходимость в разработке различных методических пособий, сборников, рекомендаций на тему потенциальных возможностей использования прессы в воспитательном и образовательном процессе советской педагогики 1920-х годов. Безусловно, это было сопряжено с теми обстоятельствами, что многие педагоги просто не знали как подойти к этой работе, с чего начать, как составить и разработать план, то есть отсутствовал необходимый опыт.
1920-е годы характеризуются многочисленным появлением детских газет и журналов, создаваемых разного рода организациями школьников и молодёжи. Наблюдается всплеск активности и образование большого количества кружков, клубов, студий в сфере журналистики. Самодеятельные газеты, журналы, рукописные и стенные газеты, живгазеты – ранние формы медиаобразования. Интенсивное развитие самодеятельной детской прессы в 1920-е годы было обусловлено рядом обстоятельств: широкое распространение коммунистической идеологии; повышение уровня грамотности и культуры школьников и населения в целом; развитие детского общественного движения, самодеятельного творчества детей; открытость прессы для творческой активности и широкого круга учащихся; отсутствие жесткого идеологического климата и сурового политического режима (свойственного, к примеру, советскому периоду 1934-1953 годов); стремление к разнообразного рода агитационной работе среди населения во всех сферах жизнедеятельности;
Для 1920-х характерна активизация массовой образовательной деятельности (движения юнкоров, деткоров, пикоров). Это позволяет нам утверждать о том, что медиаобразование на материале прессы носило ярко выраженный коллективистский характер.
Свое продолжение в 70-е и 80-е годы ХХ века получило и медиаобразование на материале прессы. По-прежнему выходили «идейно выдержанные» школьные и вузовские газеты (стенные, рукописные, малотиражные). С 1976 года возобновились слеты юнкоров, первый из которых собрал представителей из 42 городов и сел [Школьник, 1999, с.9]. К началу 1980-х годов получила распространение интеграция детской и взрослой печати: так называемая «детская во взрослой», когда при обычных редакциях организовывались детские издания. Здесь, однако, возникал ряд проблем, связанных с позицией редактора взрослого издания, которая зачастую ставила детскую газету в зависимость от разного рода чиновников, степени понимания ими важности работы юнкоровского движения. Далеко не все ребята могли стать читателями таких изданий, так как для этого необходимо было подписаться на «взрослую» газету [Школьник, 1999, с.30].
В целом к середине 1980-х российскому медиаобразованию уже было ощутимо тесно в традиционных идеологических и методических рамках. И нагрянувшая во второй половине 1980-х государственная «перестройка» дала ему новый импульс.
Литература: А.В. Федоров, И.В.Челышева, Е.В.Мурюкина, О.И. Горбаткова, М.Е. Ковалева, А.А. Князев. «Массовое медиаобразование в СССР и России: Основные этапы», 2014 г.
Источник: keskil14.ru
Из истории становления юнкоровского движения: Кто такие пикоры? Что такое “живая газета”?