Бурятский театр кукол «Ульгэр» впервые посетил Якутск. Репертуар был представлен с 19 по 24 сентября на сцене Театра юного зрителя и Саха академического театра им. П.А. Ойунского.
«Ульгэр» четырежды лауреат престижной театральной премии «Золотая Маска». Для зрителя актеры сыграли три спектакля: «Дочь Байкала-Ангара», «Поющая стрела» («золотая маска» — 2006 г.) и концертно-кукольное представление «Ульгэр Show».
Эрдэни Жалцанов, художественный руководитель и заслуженный деятель искусств республики Бурятия
— Ульгэр – это легенда, сказка, эпос. У вас есть Олонхо, а у нас Ульгэр. Мы впервые приезжаем в Якутию. Для театра, артистов, художников важно представить своё искусство другим регионам. Посмотреть, как работают наши коллеги, перенимать их опыт и делится своим.
Якутский дебют
Спектакль «Дочь Байкала-Ангара» основан на старинной легенде народов живших на берегу озера Байкал. Эрдэни Жалцанов впервые представил зрителям свою интерпретацию легенды в 2000 году. Спектакль рассказывает историю о торжестве любви, о верности и дружбе.
В 2006 году спектакль «Поющая стрела» победил на российском театральном фестивале «Золотая маска» сразу в двух номинациях. В конце 80-х – начале 90-х годов XX века режиссер познакомился с картинами самобытного бурятского художника Цырен-Намжил Очирова. В картинах художника быт кочевников-бурят показан в необычном и новом ракурсе. Картины вдохновили Эрдэни Жалцанов на постановку спектакля:
— Люди, животные, окружающий их мир, живут в своей естественной среде. И немаловажный аспект художника – его отношение к той жизни, к своим героям. Любая картина пронизана юмором и самоиронией самих героев.
Спектакль «Поющая стрела» дань памяти этому замечательному Художнику.
«Ульгэр Show» – кукольный праздник для всей семьи! Здесь переплелись множество жанров и разновидностей кукольного мастерства. «Странные Человечки», раскручивая волшебный шар, попадают в разные континенты и страны: Америка, Восток, Африка и Россия. Автор и режиссёр-постановщик: Белигма Улзутуева, раскрыла чудо превращения кукол и актёров
Волшебное ремесло
Кукольное искусство зародилось в глубокой древности. Раньше театров с живыми актерами. Первые упоминания о кукольных представлениях связаны с празднествами в древнем Египте.
Это удивительный вид искусства, считает Алла Натансон, заслуженная артистка республики Бурятия:
— Кукла может то, что не может обычный человек, у неё гораздо больше возможностей. Кукла это сказка. Когда ставиться спектакль, встречаешься с каждой куклой – «что она может?», «что с ней можно сделать?». Учишь её характер, повадки, походку.
Кукловод был сродни волшебнику. Артисты не спешили делиться своими техниками и секретами «оживления» своих неодушевленных актеров. Поэтому это искусство всегда было пронизано тайнами и мистикой.
Оксана Лодоева, заслуженный артист республики Бурятия:
— Сказка начинает в момент, когда зритель перестает замечать артиста, а видит только куклу. В этом таинство нашего театра и профессии. Талантливый кукловод может «оживить» любой предмет. Кукол можно создавать из чего угодно, даже из собственных рук.
Немые актеры театра кукол
Успех спектакля на 90% зависит от актера, считает Алла Натансон. А главный актер в театре кукол это, конечно, сами куклы. Все они уникальны, а главное их отличие – в их устройстве. Давайте познакомимся с нашими актерами.
С перчаточными куклами многие из вас, ребята, знакомы. Это все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка. Они простейшие в изготовлении. А самый популярный в России перчаточный актер – это Петруша, герой многих спектаклей и сказок.
Самый распространенный в театре кукол актер – это тростевая кукла. Она больше перчаточной, а по пропорциям напоминает человека. Почему тростевая? А потому, что они управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол.
Сложнее всего управлять марионеткой. В ней сотни нитей, в которых можно легко запутаться, признается Оксана Лодоева. Действительно, марионетка сложна не только в управлении, но и в изготовлении. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актер держит вагу (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.
В театре кукол выступают и механические актеры. Это не роботы, просто управляются они с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.
Одной из самых мистических являются теневая кукла. Сцена теневого театра – экран, на который падает тень артиста. Теневые фигуры завораживают своим перевоплощением: летящая высоко в небе птица в секунду оборачивается человеком, а то и вовсе цветком. Чем не магия?
На самом деле, актером театра кукол может стать любой предмет. Все что для этого нужно – это фантазия, и вот, даже обычный стакан оживает, обретает свою историю.
Владислав Арбыкин
Фото: Василий Пак