Почему быть грамотным нужно, а быть финансово грамотным полезно? На этот вопрос мы и постараемся ответить в этой статье. Рубрику ведет Рита Якушева, руководитель Центра финансовой грамотности Союза «Торгово – промышленная палата Республики Саха (Якутия)».
Урок 2. «Основы финансовой безопасности»
Как не стать жертвой кибер-мошенников? К сожалению, этим вопросом многие задаются уже после того, как потеряли свои деньги. В большинстве случаев, мошенников удается найти, но не всегда, особенно в тех случаях, когда люди сами передают им свои персональные данные. Сегодня мы научимся основам финансовой безопасности, которые помогут нам защитить себя и свои деньги.
Начнем с персональных данных. Персональные данные это – Фамилия Имя и Отчество, дата и год рождения, серия и номер паспорта, ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), номер мобильного телефона, домашний адрес и адрес электронной почты, номера и реквизиты банковских карт. В интернете, персональные данные защищаются паролями при регистрации в любом сервисе, а банковские карты защищены PIN-кодом. Ни в коем случае не передавайте свои персональные данные и пароли никому, чтобы не стать жертвой мошеннических действий. Очень внимательно читайте условия Соглашения о передаче персональных данных, ведь иногда пользователи просто ставят галочку «Принимаю условия соглашения», а что указано в этом Соглашении и на что они согласились — не читают.
Охота кибер-мошенников за персональными данными граждан ведется постоянно. Они придумывают разные изощренные способы, чтобы эти данные получить – взламывают базы данных банков, интернет-магазинов и социальных сетей. Они звонят по номерам телефонов, которые мы оставляем на досках объявлений, подглядывают номера карт и PIN-кодов, а также изобретают новые устройства, с помощью которых можно украсть деньги. Но способы защиты есть, я расскажу о них.
Основные приемы, которые используют злоумышленники и способы защиты от них:
- Скимминг или установка специальных устройств на банкоматы (накладная клавиатура, устройство для считывания карт), с помощью которых преступники получают информацию о карте. Чтобы защититься от такого вида мошенничества, необходимо пользоваться банкоматами, которые расположены в банковских отделениях. Как правило, в зоне самообслуживания ведется круглосуточное видеонаблюдение и мошенникам не удастся незаметно для сотрудников службы безопасности банка установить такие устройства на банкомат.
- Траппинг — установка на банкомат устройства, которое блокирует карту и не выдает ее обратно, а «добрый» прохожий, якобы пытающийся помочь, подглядывает ПИН-код и после вашего ухода, забирает карту из банкомата и снимает с нее деньги. Действия защиты те же, что и в первом случае, но еще не позволяйте кому-либо сзади подходить к вам слишком близко, пока вы производите операции с вашей картой в банкомате, прикрывайте клавиатуру рукой.
- Жертвой магазинного мошенничества можно стать во время оплаты покупки или услуги, так как данные карты могут быть считаны и зафиксированы ручным скиммером. Никогда не выпускайте карту из рук при оплате, не переворачивайте ее, не отдавайте в руки продавцу, обязательно берите чек за оплаченную покупку.
- Фишинг — рассылка электронных писем или SMS-сообщений, в которых от имени банка сообщается об изменениях, производимых в системе его безопасности или о блокировке карты. При этом пользователей просят возобновить информацию о карте, в том числе указать номер карты и ее ПИН-код. В данном случае следует помнить, что банк никогда не будет делать подобную рассылку. Банк в любом случае пригласит вас в офис, так как любое изменение в данных требует вашей подписи в соответствующем документе. А свой ПИН-код никогда и никому не сообщайте, а также не храните его в кошельке, не записывайте на карте. Такие данные лучше хранить дома в блокноте.
- Мошенничество с помощью телефона — когда клиенту поступают звонки с просьбой погасить задолженность по кредиту, который клиент не брал, или сообщают о крупном выигрыше и в ходе разговора уточняют данные карты. По похожей схеме может звонить «автоответчик» и собирать необходимые для мошенничества данные. В данном случае действует простое правило – не отвечайте на звонки из других регионов или с незнакомых номеров. Если такие звонки повторяются, подключите услугу оператора связи – защита от спам-звонков.
- Платные подписки – автоматически подключаются при переходе по рекламной ссылке или баннеру. Опасны тем, что списание денег заметно не сразу, а лишь после того как произошло списание. Защититься от этого очень просто – нужно обратиться к оператору услуг связи с просьбой о блокировке автоматических платежей с номера мобильного телефона, так вы обезопасите себя от платных подписок. Но в любом случае необходимо регулярно проверять наличие подписок и не переходить беспорядочно по рекламным ссылкам.
- Фейковые интернет – магазины, очень часто на их уловки с низкими ценами попадаются тысячи граждан. Чтобы не попасться на такую удочку – внимательно изучите сайт, посмотрите — указаны ли номера ИНН и ОГРН продавца, прочитайте отзывы в интернете. Для покупок в интернете лучше завести отдельную банковскую карту. В 99 % случаев платежи, которые делаются онлайн, отменить нельзя. Поэтому не торопитесь, подумайте, прежде чем заплатить за товар или услугу.
Следуйте этим просты советам, и вы сможете обезопасить себя от кибер-мошенников, а также сохранить свои деньги.