Целью деятельности проекта «Комплексная экспедиция школьников «Эллэйада» является развитие исследовательского и творческого потенциала детей республики через публикацию новостей экспедиции, научно-популярных статей и проведение различных конкурсов. Участие детей в конкурсах способствует росту их интереса к науке, родному краю, формирует исследовательские и творческие навыки.
Одной из эффективных форм экологического и патриотического воспитания школьников является поисково-краеведческая деятельность, первый этап которой в республике приходится на 30-40-е годы. В нашем улусе в 70-80-е годы ежегодно проводились научно-краеведческие конференции. Расширенной и обновленной формой такой работы является организация научно-исследовательской деятельности школьников.
С 1995 года на базе Ойской средней школы были организованы летние лагеря под руководством член-корреспондента РАН академика АН РС(Я) Соломонова Никиты Гавриловича. Силами ученых, студентов и школьников проводились работы по инвентаризации биологических ресурсов вновь созданного Национального Природного Парка «Ленские Столбы».
С 2002 года комплексная исследовательская работа ведется по 12-ти направлениям: ботаника, зоология, орнитология, палеонтология, археология, история, этнография, прикладное искусство, мода и дизайн, фото-, киносъемки, фольклор, литература. Большую помощь в определении собранного материала оказывают сотрудники Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, Музея археологии и этнографии, Музея мамонта.
Нужно отметить, что экспедиция в своей деятельности тесно сплачивает и детей, и взрослых – учащихся, учителей, ученых, родителей. Принцип взаимодействия в работе экспедиции основан на социальном сотрудничестве: школа – семья – наука – культура.
Участники экспедиции работают непосредственно в полевых условиях на территории Хангаласского улуса по маршруту Куллаты – Ой – Малтаны – Самартай – Буотама – Лабыдьа – Куруннаах – Туойдаах – Сиинэ – Кытыл-Дьура – Батамай – Еланка – Улахан-Ан – Булгунняхтах – Эргис – Эркээни.
За годы деятельности собран уникальный материал по истории и природе улуса, на основе которого написано более 60-ти исследовательских работ, представленных на краеведческих и научно-практических конференциях, из них 23 стали лауреатами республиканских НПК, 17 учащихся приняли участие во Всероссийских конференциях «Шаг в будущее» в Москве, в Казани, Санкт-Петербурге, на Байкале, 10 из них удостоились звания дипломантов.
В 2003-2004 годах экспедиция школьников «Эллэйада» посвящалась памяти экспедиции Г.В. Ксенофонтова, работавшей 1925-26 годах на территории Хангаласского улуса и далее по маршруту до Красноярска. Собранный им тогда этнографический материал составил фундамент книги «Эллэйада». В 2005 году было начато комплексное изучение долины Эркээни по теме «Люди, природа, хозяйство». В маршрут экспедиции были включены священные места долины Эркээни, особо охраняемые территории, проводится работа по картированию. Также ведется изучение истории, экономики и социального развития, работает отдельный маршрут «Литературная Эркээни».
Участниками экспедиции проделана большая работа по изучению природных и исторических памятников Хангаласского улуса, имеющая научное и практическое значение. Памятники истории представлены археологическими объектами. Всего участники исследовали 36 археологических объектов на правом берегу реки Лены: 18 писаниц и 18 стоянок. Участвовали в открытии 12 ранее неизвестных стоянок и 2 писаниц. На всех стоянках был собран подъемный материал – орудия каменного века и фрагменты керамики от раннего неолита до якутской эпохи. Впервые проведена работа по картированию памятников природы и истории Хангаласского улуса.
В ходе экспедиции также собран уникальный этнографический материал, и проделана исследовательская работа по истории и краеведению. Изучены некоторые неопубликованные находящиеся в архивах труды известного учёного-фольклориста Г.У. Гермогенова – Эргис. Так, описана родословная эргисцев, история I-го Эргисского наслега Западно-Кангаласского улуса. Написаны работы по истории земельных отношений Немюгюнского наслега, о судьбах известных людей Хангаласского улуса.
Памятники природы Хангаласского улуса относятся к особо охраняемым природным территориям. В основном, это НПП «Ленские столбы» и ресурсные резерваты. Участниками экспедиции составлен кадастр мамонтовой фауны Средней Лены, изучены места произрастания таких эндемичных растений, как Терескен Ленский, изучен геологический разрез кембрийского периода с окаменевшими остатками первых скелетных животных, живших в море около 500 миллионов лет назад. Мы надеемся, что эти исследования внесли свой вклад в проект включения НПП «Ленские Столбы» в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Также участники экспедиции исследовали такие уникальные памятники природы как Лабыдьа, Буотама, Булуус, водопад Курулуур, Турук хайа, Тукулан, Куруннах, находящиеся на правом берегу Лены и Хрустальная гора, речка Сиинэ и Ой-Муранский рифовый массив на левобережье.
В экспедиции сложились свои традиции, например, преемственности. Старшие участники помогают младшим постигать азы исследовательской деятельности, делятся наблюдениями, передают накопленный опыт. Одним из самых любимых и ожидаемых праздников стало посвящение в полевики. Ребята сами готовят сценарий, придумывают испытания для новичков.
Помимо всего, экспедиция дарит много ярких встреч с интересными людьми, по-настоящему увлеченными своим делом – с учеными, фотографами, писателями, художниками, краеведами-энтузиастами. Многогранная, комплексная деятельность экспедиции дает школьникам возможность найти свое увлечение и раскрыть свой потенциал. По окончании каждого сезона проводятся заключительные конференции, на которых подводятся краткие предварительные итоги экспедиции, о самых интересных находках ребята пишут статьи в улусных и республиканских газетах, становятся участниками передач телестудии «Хангалас» и НВК «Саха». По материалам экспедиции сняты научно – популярные и короткометражные художественные фильмы, подготовлена фотовыставка «Ленский край».
Экспедиции бывают разные, и каждая вносит свой посильный вклад в науку. Наша экспедиция – особенная, потому что в ней участвуют дети. Опыт экспедиции «Эллэйада», действительно, является уникальным в экологическом и патриотическом воспитании школьников. Нам повезло, что для организации научно-исследовательских работ для детей в нашем улусе существуют природные и исторические объекты, по которым можно разработать долговременные программы.
Одним из важных результатов в работе с подрастающим поколением, наверное, являются слова, сказанные самими детьми – участниками экспедиции «Эллэйада»: «Пусть мы не все станем профессиональными биологами и историками, но мы научились по-другому смотреть на мир – более открыто и внимательно – и бережно к нему относиться».
Подводя итоги экспедиции, можно сделать следующие выводы:
- Участие в экспедиции формирует у школьников патриотическое сознание, повышает экологическую культуру, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру;
- Школьники приобретают навыки комплексной полевой и научной работы, учатся работать в коллективе, развивают коммуникативные качества;
- Стимулируется интерес к исследовательской деятельности, обеспечивается достаточно высокий уровень специализированной подготовки выпускников;
- Походные условия экспедиции, позволяющие детям находиться на свежем воздухе, физическая нагрузка выполняют оздоровительную функцию;
- Устанавливаются связи школы с родителями, школьников с научной интеллигенцией, создаются условия для передачи опыта и традиций, осуществляется социальное сотрудничество школы, семьи, науки;
- Маршрут экспедиции, включающий уникальные памятники природы и истории среднего Приленья, может стать основой для организации очень интересного экологического тура для российского и международного научно – познавательного туризма.
ЗАМЕТКИ С ПОХОДА, СОСТОЯВШЕМСЯ 10 НОЯБРЯ 2020 ГОДА. Автор: Прокопий Романович Ноговицын, зам. директора по научной работе Ойской средней школы Хангаласского улуса, кинорежиссер, краевед.
Раньше исследовали две плотины старинных и сегодня нашли еще третью плотину, сложенную плитняками из песчаника с отпечатками растений предположительно Юрского периода с серыми песками.Арылхан Петров отличился тем, что находил «огромные» фрагменты стволов растений. Как остановились на первой плотине, так Арылхан побежал на берег озерца и нашел первую находку окаменелого ствола древнего растения.
Дьулусхан Петров на берегу того же озерца нашёл древние кости лошади, в том числе фрагменты челюстей лошади с клыками-будут экспонаты для школьников, а ископаемые кости действительно древние, если судить по окраске костей. Потом Арылхан не раз находил окаменелости стволов растений, а Дьулусхан на перевернутом камне нашёл свежорастущие лишайники (будем с помощью друзей определять).
Вечерело и мы на склонах террасы долины Эркээни поискали места выхода песчаников и под конец экспедиции посетили озеро Дьуланг длиной 700-800 метров, это озеро тоже перекрыто, вероятно, древней плотиной. Озеро находится на краю усадьбы-урочище Кирилловых под горой Уһун Быраан, которую раньше до революции называли Гора Кириллова-Кириллов Быраана. Это место известно многими древними и старинными легендами.А озеро Дьуланг и сейчас кормит карасями целый Жерский наслег. А в местности Үүттээх Аан по легенде-номох было озеро, которое один богач пытался сделать молочным-но это вероятно народная молва, а название «Үүттээх Аан-Молочные Врата» было названо так, что там были, действительно, «молочные пастбища» богатые травой из-за озер возникших из-за плотин сотворенных трудолюбивыми и мудрыми предками.
Благодарим родителей наших школьников Никиту Петрова, Эрика Иванова и оператора Александра Яркова за помощь в наших экспедициях школьников «Эллэйада»!