Акулина Иванова – золотая медалистка, в этом году окончила Чычымахскую среднюю общеобразовательную школу им. С.Р. Кулачикова-Эллэй, обладатель стипендии Главы РС(Я), призер Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) и Северо-Восточной олимпиады школьников (CВОШ) по филологии. Но сегодняшнее интервью не с ней, а с Дарией Егоровной Ивановой, мамой Акулины, учителем биологии и географии.

— Дария Егоровна, расскажите про Ваше первое знакомство с Малой академией наук РС(Я).
— Я, как и любые родители, хотела, чтобы мой ребенок был любознательным, успешным и, как велит время, конкурентоспособным. Мы живем в c. Чычымах, Таттинский улус. У нас выбор кружков и спортивных секций, по сравнению с Якутском, не очень большой. Но я много хорошего слышала о Физико-математическом форуме “Ленский край” (с 2015 г. Малая академия наук РС(Я)), но как туда попасть, мы тогда еще не знали.
В начальной школе наша учительница Вера Васильевна, опытный педагог, организовывала всевозможные мероприятия для развития наших детей, в чем мы очень благодарны ей.
В один прекрасный день, это был 2011 г., я наткнулась на рассылку информационного письма, записала оттуда номер телефона Малой академии, позвонила, и спустя некоторое время, Акулина попала в свою первую смену в с.Октемцы. Так быстро это произошло. Тогда еще не было у многих даже сотовых телефонов, и чтобы держать связь с дочерью, мы купили ей сотовый телефон. Обычно смены попадались так, что это была осень или весна. Как обычно, в это время начинаются сложности с переправой через реку Лена. И вот помню, стою на берегу, весна, сильный ветер, вижу, как дочка садится на катер, густой ледоход, и смотрю едва дыша на эту лодку и все время себя ругаю, зачем, зачем так рисковать жизнью ребенка, ради чего? И сейчас думаю, конечно, ради ее будущего.
Далее, помню, как получили первое приглашение на заочно-очную школу “Ступеньки роста”. Моя дочка Акулина никогда не пропускала эти смены, и с каждой сменой, я заметила, у нее все больше друзей (она с ними до сих пор держит связь), а обучение все полезнее и полезнее сказывается на ее интеллектуальное развитие.
— Как сейчас узнаете о новостях МАН РС(Я)?
В 2017 году, это уже на сайте Малой академии наук РС(Я), ознакомилась с положением к участию в конкурсе для выборов в действительные члены и члены-корреспонденты. Оформили документы и отправили. С нетерпением ждали результатов, волновались. И вот приходит приглашение для вручения действительного члена на республиканском форуме “Будущие интеллектуальные лидеры — 2017”.

носит имя Серафима Романовича Кулачикова-Эллэй, народного поэта Якутии.
Это первое значимое достижение Акулины, более того, это значило, что Акулина став действительным членом МАН РС(Я), могла получать финансовую поддержку. Лето быстро наступило. В итоге эти средства мы использовали для участия в Международной исследовательской школе. Быстро оформили документы для участия. Публикацию об участии в МИШ можно найти на сайте Чычымахской СОШ http://chychymakhtatta.jimdo.com/.
Акулина написала еще тогда эссе “Что мне нравится в науке?”. И участие на различных научно-практических конференциях стало для нее самым важным этапом для повышения интереса к познанию и к науке. В стенах Малой академии научилась уверенно выступать перед публикой, защищать свой доклад. В академии ей преподавали риторику, видеть и уметь грамотно излагать проблему, грамотно оформлять доклад, чувствовать себя уверенно в разных ситуациях.
В 2018-2019 гг. моя дочь с удовольствием продолжала обучение на “Ступеньке роста” и прошла обучение по дополнительной программе в Летней школе Специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова — Школы им.А.Н.Колмогорова (СУНЦ МГУ) и Физико-математической школы им. М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ) в МАН РС(Я). И эти занятия были залогом успешных выступлений на олимпиадах, в различных конкурсах.
— Можете вспомнить, как проходил отбор в члены и члены-корреспонденты в МАН РС(Я) за все эти годы?
— Что подразумевает отбор в члены и члены-корреспонденты МАН РС(Я)? Это, в первую очередь, поддержка исследовательской, поисковой работы и проектной деятельности. Например, в 2019 г. порядок подачи документов происходил через “Якутский открытый образовательный портал”, то есть сидя дома, мы могли получить стимулирование разностороннего образования. Это следующий шаг преуспеть в учебе, получить стимул к дальнейшему росту. И в том году в стенах Малой академии прошли многие встречи с выдающимися личностями, которые вдохновляли ее мыслительную деятельность, заложили фундамент к выбору профессии.
И в этом году мы тоже решили участвовать в получении стипендии. Подавали через «Личный Кабинет» уже с использованием информационных технологий. Критерии отбора усложнились: это очное участие в научно-исследовательской деятельности, олимпиады школьников под эгидой Союза ректоров Российской Федерации, вошедших в перечень, утвержденный Министерством просвещения РФ, научные публикации и новая графа — охранные документы, полученные школьниками на объекты интеллектуальной собственности. Вот сейчас главное, над чем должны работать родители для получения поддержки.
— В выпускной год Акулина тоже является действительным членом МАН РС(Я)?
— Да, я заметила, она за все эти годы участия в различных научных мероприятиях, сменах, конференциях, исследовательских школах, стала очень самостоятельной, целеустремленной, сильно расширила кругозор. Она коммуникабельная, быстро находит общий язык со всеми, и еще именно эти общения дали импульс для развития языковой культуры. Она очень хорошо знает свой родной якутский язык, свободно излагает свои мысли на русском и английском языках. Владением английским языком и участием на различных научно-практических конференциях мы обязаны нашему учителю английского языка Людмиле Владимировне Прокопьевой.
— Роль родителей в формировании личности ребенка?
— Я более двадцати лет работала в школе завучем по воспитательной работе. Считаю, что воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители – первые воспитатели ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки.
В повседневном общении с родителями дети приобретают жизненный опыт, усваивают нормы поведения. Мы, родители, должны создавать соответствующий нравственный микроклимат для развития своего ребенка. Тогда у детей закладывается уверенность, чувство защищенности, надежности.
В семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Чтобы вырастить полноценную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.
Выражаю глубокую признательность и благодарность ректору Василию Климовичу Павлову и всему коллективу Малой академии наук РС(Я) за вашу помощь и поддержку в развитии и саморазвитии моей дочери Акулины! Благодаря вам, она достигала многих результатов. В Малой академии наук РС(Я) работают высококвалифицированные научные и педагогические кадры, здесь уникальная среда общения, основа развития интеллектуально-творческого потенциала детей. Пусть под вашим пристальным взглядом вырастет еще не одно поколение умных и талантливых детей.
Источник: sjsa.ru