9 июня на базе Центра опережающей профессиональной подготовки республики состоялся круглый стол по теме «Медиация шагает по стране: пункт назначения – Якутия». Формат круглого стола был выбран неслучайно, ведь именно он является рабочим местом медиатора в целях урегулирования конфликтов. В мероприятии приняли участие юристы, специалисты из разных сфер и представители общественности.
Согласно программе круглого стола был заслушан доклад «Школьная медиация (примирение) в системе психологической службы образовательной организации». С информацией выступила специалист Арбитражного суда Якутии Вероника Угловская.
В рамках доклада были рассмотрены типы школьных конфликтов, с которыми работает служба школьной медиации. Известно, что споры могут возникнуть как между детьми, так и между родителями. Кроме того, случаются и сложные многосторонние конфликты, в которых могут участвовать педагоги и администрация образовательного учреждения.
Школьная служба примирения – это детско-взрослая команда, чья деятельность утверждается приказом директора школы. Цель данной организации – профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, возникших в ходе учебно-воспитательной деятельности посредством применения восстановительных технологий.
Помимо того, что служба школьной медиации помогает руководству учреждения и родителям, самая важная задача, по словам докладчика, это помощь самому обучающемуся. А именно – конструктивно общаться, исправить ситуацию, выходить из конфликтов до того, как это перерастет в правонарушение.
Также в рамках программы мероприятия был проведен профилактический мастер-класс по кругу сообщества. Участники отвечали на вопросы медиатора по заранее определенной общей теме. По итогам мастер-класса состоялась рефлексия, где было отмечено, что в ходе эксперимента сформировалась комфортная атмосфера для общения.
Вероника Угловская, член команды проекта «Медиация шагает по стране: пункт назначения – Якутия»:
«Мы сотрудничаем теперь со школой №10 города Якутска. Долгуяна Николаевна с ними заключила соглашение, я буду волонтёром. Планируется на их базе создание школы примирения. Они уже разработали положение, утвердили план работы, состав. Мы планируем следующее совещание, потихоньку будем внедрять медиацию. Начнем с разрешения каких-то незначительных конфликтных ситуаций. Всё будет происходить в игровой форме. Работа начнется с сентября. За лето они должны еще пройти обучение. Насколько мне известно, у них имеется договоренность, к ним приезжает из Москвы медиатор Максудов Рустем Рамзиевич. Он как раз специализируется в области восстановительной медиации».
По словам лектора, чтобы создать в образовательном учреждении службу примирения, должно быть желание руководства школы участвовать в этом проекте:
«Здесь особых проблем нет. Для этого должна быть воля руководства школы, директор должен быть заинтересован в создании службы примирения. И если согласны психологи учреждения, потому что нужно будет обучиться. Должен быть специалист, который займется медиацией».
Таким образом, на сегодня медиация как способ урегулирования конфликта может применяться в разных сферах жизнедеятельности. Практическое использование примирительных процедур в школах столицы республики начнётся с этого года. Надеемся, что в дальнейшем масштабы медиации будут расширяться.
Текст и фото: Туйаара Саввинова