Будущее любой страны определяют мировоззрение, ценности и культура детей и молодежи. Отсюда вполне понятно, что выбор воспитательных приоритетов – это закономерная реакция общества и государства на вызовы и угрозы будущего. Глобальные мировые процессы современности вполне можно считать очередным переделом мира, причем в первую очередь не территорий и ресурсов, а сознания и отношений. Вопросы сохранения суверенитета, культурной уникальности, права на национальное самоопределение и развитие связаны с патриотизмом как национальной ценностью и приоритетной задачей воспитания подрастающего поколения.
Патриотическая повестка развития современного российского общества предполагает решение далеко не новых педагогических задач, однако радикальное изменение социокультурной среды, воспитательных институтов и самого человека требует переосмысления не только практических инструментов, но и научных основ патриотического воспитания. Научный поиск в этой области развивается с многообразием подходов и концепций и, соответственно, широким диапазоном инновационных практических предложений, включая и реставрацию советских инструментов. Различием теоретических оснований отличаются даже действующие программы патриотического воспитания детей и молодежи, которые, в принципе, должны реализовываться согласованно.
В развитии теории патриотического воспитания детей и молодежи выделяются как минимум три проблемы методологического уровня:
– проблема природы и механизмов формирования патриотизма;
– проблема объекта и содержания патриотического отношения;
– проблема оценки результатов патриотического воспитания.
Каждая из них сегодня имеет несколько решений, ставя педагога перед необходимостью уточнять свою исследовательскую позицию и исследовательскую программу.
Для организации преемственности в патриотическом воспитании требуется более содержательная программная работа:
1) 1-4 классы
В этом направлении мы как основу видим уже получившую всеобщее признание всероссийскуюпрограмму патриотического воспитания младших школьников «Орлята России» и ее перевод с региональным компонентом- учебно-методический комплекс «Ɵксɵкү сиэннэрэ».
«Орлята России» – масштабная всероссийская программа патриотического воспитания младших школьников, нацеленная на развитие социальной активности детей и формирование у них активной гражданской позиции. Программа является образовательной и ориентирована на патриотическое воспитание учащихся и предназначена для формирования у детей базовых национальных ценностей и активного участия в социально-значимой деятельности. Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации, что позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования — сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Именно эта программа дает детям почувствовать собственную значимость в планируемых мероприятиях в жизни школы, района, региона. Они становятся участниками коллективных творческих дел, в этом и заключается уникальная возможность узнать ребят не только в учебном, но и во внеурочном процессе.
Проект «Орлята России» был создан в 2021 году по инициативе министра просвещения РФ С.С. Кравцова. За три года существования масштабы проекта выросли до всероссийского уровня с миссией исторического значения. Все началось с идеи о том, что необходимо воссоздать в начальной школе систему общественного воспитания, которая будет опираться на опыт и достижения отечественной педагогики, признанной одной из лучших в мире.
Почему «Орлята России» взяли за основу работу именно с младшими школьниками? Все просто – в начальных классах закладываются духовно-нравственные основы личности человека. Ребёнок приобретает опыт общения со сверстниками, наставниками, учителями и лидерами мнений, который формирует его как личность в дальнейшем. Учитывая это, в основу проекта была положена идея развития ребёнка через коллективную творческую деятельность.
В течение 2022 года командой проекта была создана система треков и подготовлены учебно-методические комплексы. Была разработана программа повышения квалификации учителей начальных классов по подготовке к реализации проекта. Также было выпущено пособие с программой смен «Содружество Орлят России» для детских лагерей. Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» рекомендована Министерством просвещения для внеурочной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО (Письмо от 05.07.2022 № ТВ-1290/03).
На данный момент участниками программы являются более 150 тысяч классов из всех регионов Российской Федерации, а это более 3-х миллионов детей и взрослых. Учебно-методический материал, разработанный командой проекта, широко используется учителями в течение учебного года во внеурочной деятельности. Реализация первого этапа проекта показала, насколько востребованы и важны заложенные в «Орлятах России» смыслы. Важны для детей, для взрослых, для всей нашей страны.
Проект уже нашел отклик среди миллионов человек по всей стране. У «Орлят России» грандиозные планы, и мы полностью готовы к их реализации. Мы не боимся рисковать и смело шагаем вперёд, ведь чем больше детей станут осознанными лидерами, настоящими патриотами, добрыми друзьями, тем благополучнее и ярче будет наше будущее.
В Республике Саха (Якутия) количество школ, задействованных в программе – 562, педагогов – 2799, классов – 2714, детей – 46200, старшеклассников- наставников- 416.
Главной особенностью реализации программы в Республике Саха является формирование регионального компонента воспитательного процесса.
Идея адаптации программы под школы с якутским языком обучения была озвучена в апреле 2024 года на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов, реализующих программу развития социальной активности младших школьников «Орлята России».
Учебно-методический комплекс «Ɵксɵкү сиэннэрэ», разработанный творческой командой в составе специалистов Регионального ресурсного центра «Навигаторы детства», МОБУ «Якутская городская национальная гимназия имени А.Г. и Н.К. Чиряевых» ГО «г. Якутск» и ГАУ РС (Я) «Детское издательство «Кэскил» им. Н.Е. Мординова-Амма Аччыгыйа» была презентована в рамках августовского совещания и активно реализуется в школах республики с якутским языком обучения.
Почему «Ɵксɵкү сиэннэрэ»?
«Өксөкү» — Указом Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Сергеевича Николаева 2023-2027 гг. объявлены Пятилетием основоположника якутской литературы, просветителя и общественного деятеля Алексея Елисеевича Кулаковского-Өксөкүлээх Өлөксөй.
— «Өксөкү» — Основой для программы стали философия и учение великого сына якутского народа — поэта, основоположника якутской литературы и общественного деятеля Алексея Елисеевича Кулаковского – Өксөкүлээх Өлөксөй.
— «Өксөкү» — священная птица-орел в мифологии народа саха «Өксөкү» — псевдоним Алексея Елисеевича Кулаковского — Өксөкүлээх Өлөксөй основоположника якутской литературы. «Өксөкү сиэннэрэ» — «Өксөкү оҕото өксөкү буолар» высказывание народного поэта Ивана Гоголева–Кындыл.
Главной целью программы является реализация и популяризация Всероссийской программы развития социальной активности обучающихся начальных классов “Орлята России” на якутском языке «Өксөкү сиэннэрэ» с национальным компонентом.
Задачи:
- сохранение и развитие родного языка, привитие детям любви к родной земле, малой родине;
- популяризация творческого и литературного наследия А.Е Кулаковского — Өксөкүлээх Өлөксөй, основоположника якутской литературы;
- развитие активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях;
- развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Программа «Өксөкү сиэннэрэ» предназначена для повышения социальной активности и коммуникативности на родном языке обучающихся начальных классов. Занятия учитывают исторические и культурные традиции народа саха, содержат региональный компонент, т.е. социокультурные, национальные особенности Республики Саха (Якутия), традиции, обычаи, историю, уклад жизни якутян, знание которых будет способствовать в будущем успешной самореализации обучающихся в жизнедеятельности на благо своей страны и республики.
Программа рассчитана на учебный год, дополняет воспитательный план НОО, состоит из семи треков (направлений). Каждый трек включает занятия, представленные в виде технологических карт, что дает возможность учителю при подготовке максимально детализировать и рационально использовать предложенные материалы с региональным компонентом.
В переводе сохранена структура и содержание федеральной программы, календарно- тематическое планирование по классам и по трекам.
1. «Басхан – Өксөкү сиэнэ» (Орленок – Лидер);
2. «Киэҥ билиилээх– Өксөкү сиэнэ» (Орленок – Эрудит);
3. «Уран уус – Өксөкү сиэнэ» (Орленок – Мастер);
4. «Бэйэтин баҕатынан көмөлөһөр – Өксөкү сиэнэ» (Орленок – Доброволец);
5. «Эрчим – Өксөкү сиэнэ» (Орленок – Спортсмен);
6. «Айылҕаны харыстыыр – Өксөкү сиэнэ» (Орленок – Эколог);
7. «Историяны харыстыыр– Өксөкү сиэнэ» (Орленок –Хранитель исторической памяти).
Таким образом, учебно – методический комплекс «Өксөкү сиэннэрэ» обладает практической значимостью, имеет проблемный и развивающий характер, способствует формированию актуальных компетенций, такие как: критичное мышление, креативность, командная деятельность и этнокультурная компетенция.
К каждому треку программы Детское издательство «Кэскил» издало рабочие тетради для обучающихся в детском журнале «Чуораанчык» с красочными иллюстрациями и играми, что помогает детям более успешно пройти треки программы, вовлечь в работу родителей.
2) Дошкольники – старшая группа ДОУ
В 2025 году в учреждениях дошкольного образования республики начнется реализация программы «Орлята-дошколята». Методические рекомендации по развитию социальной активности старшего дошкольного возраста в рамках программы «Орлята России» разработаны специалистами ВДЦ «Орлёнок», вместе с воспитателями-практиками, экспертами в области детской дошкольной педагогики. Методические рекомендации предназначены для воспитателей дошкольных групп, административного звена и специалистов дошкольных образовательных организаций, родителей дошкольников, учителей начальных классов, директоров школ и их советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Участие дошкольника в адаптированной программе «Орлята-дошколята» поможет ребёнку легче и быстрее справиться с новыми вызовами следующего этапа его взросления».
В конце 2024 г. состоялся Республиканский педагогический конкурс «Лучший конспект занятия» в рамках реализации программы «Орлята-дошколята» в Республике Саха (Якутия) для педагогов ДОУ. На конкурс поступило более 100 работ, из которых лучшие отобраны для дальнейшей работы. По итогам конкурса с Детским издательством «Кэскил» началась работа по разработке учебно-методического комплекса «Өксөкү сиэннэрэ- чычып-чаап» («Орлята-дошколята РС (Я)») для дошкольных образовательных учреждений республики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью также будут включены в программу «Орлята России». Будет разработана адаптированная программа. В нашей республике элементы программы реализуют советники директора ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащих обучающихся». 6 декабря 2024 г. был организован республиканский семинар по реализации программы «Орлята России» в коррекционных школах.
3) 5-11 классы
В настоящее время в связи с реформой системы образования профориентационная работа в школах приобретает особую актуальность. Требования новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучающегося, поскольку в нем осуществляется личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение учащегося начинается с самого детства, когда в игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ними поведение.
Профессиональная подготовка молодежи начинается ещё в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка учащегося к осознанному профессиональному выбору. Обучающийся, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он ещё не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума.
Именно исходя из этого, педагоги Таттинского лицея разработали рабочие тетради «Мой путь» («Саха саарыннара») по профориентационной работе, представляющие ребятам возможности, которые дает страна для развития подрастающего поколения. В данной работе представлена программа по профориентации в 5-11 -х классах «Мой путь», состоящая из трех модулей по ступеням: 5-7, 8-9, 10-11 классы.
Тетрадь начинается с самых азов патриотического воспитания: портретов Президента страны В.В. Путина, Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева и Главы муниципального образования и текстов гимнов РФ, РС(Я), МО. Затем дети знакомятся с древом профессий своей семьи. Далее идут модули: «Как найти свое место в обществе?», «Моя семья – моя гордость!», «Мои интересы», «Что поможет тебе в правильном выборе профессии?», «Мой выбор», «Мои наблюдения», «Они являются примером для всех» (из твоего родного улуса, республики «Саха Саарыннара» — жизнь и деятельность духовных лидеров народа саха; из России- деятели науки и искусства России, сделавшие вклад в мировую науку и искусство), «Мои достижения», «Мои мысли» (итоги наблюдений).
В учреждениях СПО при активном содействии советников директора по воспитанию работа будет продолжена. Идет анализ программ воспитания и по итогам будет принята единая программа патриотического воспитания для учреждений СПО.
По итогам внедрения единых программ патриотического воспитания будет организована преемственность в патриотическом воспитании: дошкольники- начальные классы- среднее звено- старшеклассники- студенты СПО.
Сейчас наша задача – масштабировать программу и на основании проведенной работы организовать преемственность во всех звеньях, предоставив равные возможности всем детям без исключения. Далее последует работа по организации преемственности в СПО и ВУЗ-ах.
№ | Показателиэффективности | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
1 | Внедрение программы Всероссийской пррограммы и УМК «Ɵксɵкү сиэннэрэ» в ОО | 88 % | 90% | 92% | 94% | 96% | 98% | 100% |
2 | Внедрение УМК «Өксөкү сиэннэрэ- чычып-чаап» («Орлята-дошколята») в ДОУ | — | 30% | 45% | 60% | 75% | 90% | 100% |
3 | Внедрение УМК «Мой путь» для 5-11 классов | — | 30% | 45% | 60% | 75% | 90% | 100% |
По результатам участия в программах патриотического воспитания дошкольник/школьник/студент должен (с учетом возрастных особенностей):
1. Знать историю и традиции своей семьи, села (города), республики и страны.
2. Знать и гордиться выдающимися личностями своего района, республики и страны.
3. Стремиться привнести пользу в развитие своей республики и страны в целом.
4. Уметь работать в коллективе, стремиться стать членом патриотических и др. общественных организаций.
5. Помогать ближним, пожилым, ветеранам и др.
6. Какая подготовительная работа была проведена Ресурсным центром?
В период с августа 2022 по декабрь 2024 года Ресурсным центром проведено порядка 90 мероприятий методической направленности (курсы повышения квалификации, семинары, методические десанты, конкурсы профессионального мастерства, образовательные смены, стратегические сессии, вебинары, школы молодого советника) с охватом 6464 человек (в 2022 г — 181, в 2023 г — 1890, в 2024 г – 4393).
Основные мероприятия методической направленности, проведенные в 2024 учебном году:
— 16-20 января 2024 г. проведена ставшая традиционной Образовательная смена «Зимняя школа Навигаторов детства» на базе Исторического парка «Моя история». (Охват – 120 чел)
— 22 января 2024 г. проведена Региональная стратегическая сессия «Навигация детства в Год семьи в России: приоритеты, направления и технологии деятельности» на базе Общественного центра. Цель Региональной стратегической сессии: определение целевых ориентиров, направлений, приоритетных задач деятельности профессионального сообщества советников по воспитанию, в т.ч. иных специалистов в области воспитания, в 2024 году с учетом приоритетов проведения Года семьи в России. По итогам стратсессии была принята резолюция, которая будет представлена на пленарном заседании Январского совещания.
— организованы выездные районные семинары в рамках февральских совещаний “Новая философия воспитания”, выступления на площадках с участием руководителей ОО. (Охват – 610 чел. из 13 МР).
— 2-9 февраля 2024 г. проведен опрос, связанный с изучением отношений родителей и детей к ценностям крепкой семьи, с необходимостью введения занятия «Разговоры о важном для родителей». (Охват – 10857 родителей).
— 15-17 февраля 2024 г. – организован I Алданский форум советников директоров по воспитанию. (Охват – 90 чел).
— 4 марта 2024 г. — познавательный семинар «Эффективные методы работы по развитию воспитательной среды в системе СПО» для советников директоров по воспитанию профессиональных образовательных организаций города Якутска и близлежащих районов.
— 19 марта-5 апреля 2024 г. — Региональный конкурс методических разработок «Лучшая организация работы с родителями». (Охват: 39 участников из 20 МР).
— 4 апреля 2024 г. – Презентация первого выпуска методического сборника «В приоритете — воспитание» на базе РИИХ Сахамедиа. Сборник – это результат первых лет деятельности Регионального ресурсного центра «Навигаторы детства» Республики Саха (Якутия).
— В 2023 г. созданы Межмуниципальные опорные площадки по реализации проекта «Навигаторы детства» (МОП).
— 10 апреля 2024 г. – проведены Зональные курсы повышения квалификации «Деятельность специалистов ШВР по обеспечению социальной успешности обучающихся в образовательных организациях» для советников и членов штабов ВР в Хангаласском улусе на базе МОП Центральной группы улусов в г. Покровск Хангаласского района. (Охват – 97).
— С целью содействия профессиональному развитию советников директоров в соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности профессиональных объединений советников директоров по воспитанию ФГБУ «Росдетцентр» разработано положение о муниципальных методических объединениях в Республике Саха (Якутия).
РРЦ «Навигаторы детства» Республики Саха (Якутия) ведет тесное взаимодействие с детским издательством «Кэскил» при реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном». В 2023 году с началом новой учебной четверти детское издательство “Кэскил” запустило региональный компонент “Дьоһуннааҕы кэпсэтии” в рамках внеурочных занятий “Разговоры о важном”. Уже сегодня советникам директоров национальных школ доступны: сценарии, дидактические материалы, видео, аудиоматериалы, интерактив. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дьоһуннааҕы кэпсэтии» доступна каждую неделю на сайте keskil14.ru. Готовые материалы для проведения занятий советники могут посмотреть и скачать по ссылке: https://keskil14.ru/do-unnaa-y-kepsetii/ . Также тесное взаимодействие с социальными парнерами ведется при реализации программы «Оксоку сиэннэрэ».
Методическая тема региона. Два года работы показали острую потребность советников арктической группы районов в профессиональной методической помощи. На сегодняшний день существует проблема дефицита профессиональной поддержки и помощи советникам, а также эффективных форм профессионального взаимодействия советников школ Якутии из-за отдаленности арктических муниципальных районов. Поэтому методической темой региона была выбрана тема: «Организация методических десантов в Арктические районы Республики Саха (Якутия)». Цель: организация методического сопровождения профессиональной деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями арктических районов Республики Саха (Якутия).
В целях привлечения ресурсов для организации арктических методдесантов РРЦ Навигаторы детства совместно с АНО «Будущее Якутии» активно участвует в грантовых конкурсах ФПГ, Росмолодежи и Конкурсе Грантов Главы РС(Я). В июне 2024 года проект «Арктический вызов» (проект Ивановой Н.В., советника директора по воспитанию Чокурдахской средней школы Аллаиховского района) одержал победу в грантовом конкурсе Росмолодежь.Гранты.1 сезон. в номинации «Развивай среду» среди физических лиц. Проект направлен на организацию методических десантов в 6 Арктических районахреспублики в период с февраля по март 2025 г: Аллаиховском, Усть-Янском, Среднеколымском, Булунском, Абыйском районах.
Мы видим следующие шаги дальнейшей работы:
1. Внедрение в систему рейтинга образовательных организаций и учреждений республики критериев по реализации программ.
2. Организация курсов повышения квалификации на территории всей республики для учителей начальных классов, педагогов дошкольных образовательных учреждений, классных руководителей по особенностямреализации программы «Орлята России» и организации преемственности в патриотическом воспитании детей и молодежи.
3. Организация смен для педагогов образовательных организаций и учреждений республики с полным погружением в повестку патриотического воспитания детей и молодежи на базе Детского центра «Полярная Звезда» (по примеру ОЦ «Машук»).
4. Создание сети опорных школ по реализации программы «Орлята-дошколята», «Орлята России», УМК «Ɵксɵкү сиэннэрэ» и «Ɵксɵкү сиэннэрэ- чычып чаап» на основе опыта якутской национальной гимназии им. А.Г. и Н.К. Чиряевых» и флагманских школ реализации программы «Орлята России» на основе опыта СОШ №31 ГО «г. Якутск» и их поощрение.
В преддверии январского совещания работников образования республики хочется поблагодарить каждого, кто был с нами в этом году, нашей большой команде единомышленников, которая внедряет в жизнь новую философию воспитания.
Нюргуяна Макарова, руководитель Регионального ресурсного центра «Навигаторы детства» — Центра компетенций по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
keskil14.ru