В рамках мероприятий, приуроченных к вручению стипендии «Знанием победишь» состоялся круглый стол “Про активное образование и обучение”.
«Человечество никогда не достигло бы сверкающих высот, если бы не те, которые дерзнули поверить, что их внутренние возможности сильнее обстоятельств» /Брюс Бартон/
Цель круглого стола: привлечение внимание педагогов, наставников, родителей к методике работы с детьми через организацию проактивных образовательных мероприятий, для формирования целостного и природосообразного восприятия мира путем создания позитивного менталитета, в процессе которых реализуется задачи образования, воспитания, всестороннего развития личности в гармонии с социокультурной средой.
Модератор: Павлов В.К., PhD, ректор ГАУ ДО РС(Я) “Малая академия наук Республики Саха (Якутия)”
Спикерами выступили:
Чиряев Александр Константинович, лауреат стипендии «Знанием победишь» 2015 г., заслуженный учитель РС (Я), Якутск.
Обухов Алексей Сергеевич, к.пс.н., доцент НИУ ВШЭ, Москва.
Патрик Хак Чанг Лам, лауреат стипендии «Знанием победишь» 2018 г., Главный директор школ Международного бакалавриата IB-ELCHKL Academy, Гонконг.
Участники: педагогические работники общеобразовательных учреждений, педагоги и методисты учреждений дополнительного образования, преподаватели университетов, научные работники, специалисты некоммерческих организаций, родители, студенты.
Патрик Лам, главный директор школ Международного бакалавриата IB-ELCHKL Academy, Гонконг, отметил, что участие детей в образовательных путешествиях дает им когнитивная развитие, культурное понимание и укрепление характера. Детям прививается исследовательский подход и они получают «жизненные компетенции». Гонконгские дети очень много ездят, им привычно путешествовать. Но образовательное путешествие отличается от обычных поездок, преследует цели приобщения к исследованию места пребывания и приучения детей к преодолению трудностей. И места путешествий очень необычные для рядового туриста. От Антарктиды и Гренландии до …Африки.
Патрик Лам показал на слайде фотографии с путешествий, где дети плыли на надувных лодках в море среди плавающих льдов, где несколько километров шли пешком до места исследования по бескрайней снежной местности… Особенно отметил уникальность поездки на космопорт «Восточный» , которая состоялась благодаря Первому президенту республики Михаилу Николаеву. Такие образовательные путешествия финансируются фондами, которых очень много в Гонконге. Что отрадно, школьники, участвующие в такие турах, получают, так называемые, «университетские кредиты», которые засчитываются при поступлении их в высшие учебные заведения по всему миру. Так, этот мальчик справа поступал в Оксфорд, а другой – в бельгийский университет. Лам сам ученый-геолог, в поездках проводит мастер-классы для детей, также с детьми ездят и другие ученые. Например, на Антарктиде они обнаружили очень много пород с содержанием железа. Якутия тоже произвела большое впечатление на подопечных Лама своими уникальными природными особенностями.
Алексей Обухов в экспедиции ходит уже 30 лет, начиная с детских лет когда с мамой, геофизиком по профессии, ходил в походы. Теперь к образовательному путешествию приобщает школьников, изучают отдаленные селения России. Дети собирают данные, проводят исследования.
Алексей Обухов с якутскими школьниками по линии МАН ездил в Мексику, отметил, что в Якутии большое внимание уделяется образованию. Будучи в Якутии ездили в Булуус и отследили процессы изменения ледника за 30 лет с помощью снимков со спутника. «Путешествие как образование — это мировой тренд. Дает очень мощный прирост в интеллектуальном и социальном развитии детей. Мы создали туристко-краеведческий проект «Топос». Стараемся увлечь детей историей и культурой русских сел и деревень. В период пандемии придумали проект исследования в условиях дистанта»,- рассказал участникам зум-конференции преподаватель из Москвы.
Александр Чиряев много сделал для ознакомления детей с родным краем и убежден, что каждый учитель может это сделать:
— Я сам ученик народного учителя СССР Михаила Алексеева. Организовывая физмат классы, я продолжаю дело своего учителя. Наша цель — воспитание настоящего человека. А основа воспитания – это краеведение. Я своих школьников воспитываю на материалах краеведения. Проект мы назвали «Педагогика путешествия». «Айан педагогиката» по-якутски. Разработали программу, маршруты. Ребята 5 класса идут на 3-х дневные путешествия, в средних классах на 6-дневные, в 10-м классе едем на север республики — Момские горы. Разработано более 20 маршрута. Айан должны пройти все школьники 5-10 классов. Из 109 наших школьников участвовало 90 учеников. Хочу посоветовать приобщить к этому делу родителей. Коллектив класса можно усилить коллективом родителей. Лично беседую с каждым родителем и находим контакты для работы. Родители которые раньше друг друга не знали, они становятся одним коллективом.
Городские дети воспитаны в тепличных условиях. Конечно очень опасно преодолевать природные препоны. Очень рад, что Патрик показал лодки перегруженные детьми среди льдов. Это запрещено, но видим, что у вас это возможно. У нас в экспедициях 2-3 ребенка прикреплены к одному родителю.
В этих экспедициях есть момент преодоления высоких мест. Дети вначале еле-еле поднимались на сопки близ города. Затем даже бегом стали подниматься на Ленские столбы. Поднимались на Верхоянские горы(1400 метров над уровнем моря), Момские горы (более 2000 метров). 10 августа выпал снег на оленеводческом стойбище, никто не заболел. Преодоление себя это неотьемлемая часть экспедиций. И познавательная часть имеет особое значение. В Якутии можно увидеть все – жару 30 градусов, белых медведей, редких растений. Приобщение к природе – это основа развития каждого ребенка. Также профориентация. Наши дети увидели, например, все моменты добычи золотодобычи в Алданском районе. Это будет влиять на выбор профессии. Исследовательскую цель пока не преследую. Но в будущем будет. Палеонтологический, этномологический итд. Наши экспедиции являются комплексными, всесторонне развивающими.
В конце круглого стола спикеры по предложению Лама договорились о коллаборации. Если в период пандемии нет возможности ездить даже в другой регион, не говоря уже о других странах, но есть возможность провести онлайн-исследования по одной теме. Модератор Василий Павлов, в свою очередь, предложил, например, на 2022 год запланировать поездку детей из Гонконга, Москвы, Якутии на Ляховские острова, где обнаружены кости маленьких мамонтов. Школа Вернадского и наша Академия могут отобрать детей. Также упомянул о том, что у Якутии есть опыт проведения онлайн-исследований — прошлым летом дети со всей республики одновременно участвовали в дистанционных исследовательских работах «Научное лето онлайн-2020».
Алексей Обухов и Александр Чиряев поддержали предложения коллег. Обухов:
— Не надо бояться трудностей, надо из преодолевать. ЧП происходит больше в лагерях, а не экспедициях. Развитие может быть, когда человек сталкивается с трудностями. Мы думаем, дети на своих местах будут собирать материалы. Запрещено ездить, значит надо внимательно изучать свои родные места. Школьникам Якутии повезло, у вас уникальные места!
Чиряев:
— Есть большая опасность, к чему придем в будущем. Не приобщение детей к природе, это подрезание крыльев развития. Мы любыми путями должны стремиться к природе, хотя бы побродить. Я призываю всех: Нельзя отрывать ребенка от природы!
Модератор Василий Павлов подытожил: «Мы говорили о важности школьного туризма, о важности изучение природы. Сидя в четырех стенах, невозможно это ощутить. Когда ребенок закрыт от этого, он не получает сенситивное развитие».
Автор: Таисия Алексеева