Абыйский парень Егор Ефимов успешно выступил на V Международном симфоническом форуме-конкурсе композиторов стран СНГ имени М. К. Огинского в г. Молодечно Республики Беларусь. Юный композитор рассказывает о своем творческом пути, успехах и планах на будущее.
Как я стал композитором
Во-первых, я слышал музыку, наверное, ещё в утробе матери. Она — преподаватель фортепиано в Абыйской школе искусств — Антонина Егоровна Ефимова. В 1998 году, в возрасте пяти лет, я поступил в Высшую школу музыка РС(Я) им. В. А. Босикова в класс фортепиано доцента Валентины Афанасьевны Ларионовой. Проучившись у неё четыре года меня перевели к заслуженной артистке России, Юноне Михайловне Упхоловой, у которой я проучился пять незабываемых лет. Во время учебы в ВШМ я познакомился с Владимиром Васильевичем Ксенофонтовым – с одним из ведущих композиторов РС (Я) и РФ, автором многих значительных музыкальных произведений различных жанров, получивших признание и высокую оценку специалистов и любителей музыки республики, России и за рубежом. Владимир Васильевич привил мне любовь к сочинительству. Помню свои первые шаги — семь пьес для фортепиано, посвящённые любви к Богу и окружающему миру. С Владимиром Васильевичем мы до сих пор поддерживаем связь, время от времени он помогает мне своими мудрыми советами. Также, у меня было несколько уроков у ещё одного выдающегося якуткого композитора Валерия Геннадьевича Каца. На этом моё обучение композиции было окончено, пока я не занялся этим более серьёзно в возрасте четырнадцати лет, находясь уже в своём родном улусе. Я писал много, много импровизировал, и из этого вышла фортепианная пьеса «Аптаах Ый», которая, возможно, вскоре станет гимном моего родного района. После окончания школы я усердно стал заниматься эстрадным искусством, в особенности джазом и роком, а также экспериментальной музыкой, для таких же экспериментальных спектаклей моего друга режиссёра Андрея Адамова. Попав в мультиинструментальные, дирижёрские руки заслуженного деятеля искусств РС(Я) Андрияна Анатольевича Егорова, в оркестр Государственного Цирка РС(Я) им. Марфы и Сергея Расторгуевых, я практически с нуля начал свою карьеру клавишника и вокалиста. Я благодарен судьбе за то, что оказался в нужное время, в нужном месте, а главное, в нужные руки. В Цирке я научился всему, что сейчас умею, прошёл колоссальную школу — главное, на практике, быстро и без лишних вопросов. В своём родном Цирке я и восстановил свою работу в композиции, результатом которой стал первый якутский мюзикл «Чудный костюм» в постановке Татьяны Чаранской, несколько увертюр для цирковых представлений, джазовые обработки известных песен, этно-джазовая музыка и собственные песни на английском и немецком языках в абсолютно разных направлениях. Я начал писать камерную, академическую, современную музыку, не забывая и о эстрадных направлениях. Из-за нехватки знаний свою музыку для классических исполнителей я классифицировал как неоклассику, что, как оказалось, было ошибочным мнением. Однако это не мешало мне писать так, как я пишу. У меня за плечами две большие премьеры и мою музыку хотят играть, что есть высшая награда для композитора. Композитором я себя не считал вплоть до последних событий.
Итак, как я попал в столь крупные организации, как Молодёжное отделение (МолОт) Союза композиторов России, Международная ассоциация молодых композиторов, исполнителей и музыковедов «МеждународМолОт» Гильдии композиторов Российского музыкального союза (MolOt International Corporation)? Мне в этом очень помог мой давний друг и коллега, композитор, член Союза композиторов России, Председатель якутского отделения МолОта, лауреат и дипломант международных и всероссийских конкурсов старший преподаватель Высшей школы музыки РС(Я) им. В. А. Босикова — Николай Алексеевич Михеев. Именно по его рекомендации я познакомился с Ярославом Сергеевичем Судзиловским, который является основателем и Председателем Молодежного отделения Союза композиторов РФ, Президентом Международной ассоциации молодых композиторов и музыковедов «МеждународМолОт» (MolOt international Corporation) Гильдии композиторов Российского музыкального союза (РМС), членом Совета Союза композиторов РФ, членом Совета Российского музыкального союза, Союза композиторов РФ, Союза композиторов Москвы, «Ассоциации современной музыки-2», Белорусской ассоциации современной музыки. Показав ему свои партиутуры и музыку, единогласным решением комиссии я был принят сразу в эти несколько организаций в январе 2019 года, чем буду всегда гордиться.
Форум-конкурс композиторов открыл новые горизонты
В марте месяце, 2019 года мне поступило письмо-приглашение на V Международный симфонический форум-конкурс композиторов стран СНГ имени М. К. Огинского в г. Молодечно (Республика Беларусь), который состоялся с 9 по 19 апреля 2019 года. В якутской делегации нас было четверо, это — Николай Михеев, Ольга Аркадьева, студентка ВШМ по классу аранжировки и компьютерной музыки, Иван Серкин — семнадцатилетний гений, учащийся ВШМ, и я — Егор Ефимов.
26 молодых авторов, в возрасте от 15 до 42 лет из разных концов Евразийского континента в течении 10 дней работали с симфоническим оркестром, создавая новые партитуры и общаясь с приглашенными мастерами форума. На семинаре авторские курсы провели композиторы, профессора- Йиржи Бездек (Чехия)- заведующий кафедрой композиции и теории музыки Чешской Национальной Академии музыкальных искусств в Праге, Леонид Любовский (Российская Федерация)- лауреат государственной премии РФ, профессор, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, также — Ярослав Судзиловский, композиторы Белорусско-российской ассоциации современной музыки- председатель БОСМ Дмитрий Лыбин, Анна Короткина, и с этого года была введена дополнительная опция для молодых симфонических дирижеров. Также состоялся юбилейный концерт к 10-летию МолОта и 5-летию семинара-форума в городе Молодечно, где прозвучали симфонические партитуры, созданные за эти 5 лет молодыми композиторами на семинаре. Симфонический оркестр Молодечненского музыкального колледжа имени М.К.Огинского, под чутким руководством дирижёра и директора Молодечненского музыкального колледжа им. М. Огинского Григория Семеновича Сороко, оркестр которого является чуть ли не единственным в мире исполняющим музыку молодых композиторов, исполнял новую музыку с неподдельным энтузиазмом и интересом. Лично мою работу «Фортепианный квинтет до-минор в трёх частях» похвалил не только именитый дирижёр, но и оркестранты, которые, как они сами утверждают, просыпались с моей музыкой в своих головах. После пробной репетиции мы пришли к соглашению, что моя музыка будет записана на аудио/видео и отправлена мне для показа на якутском телевидении, а также, что я приглашён на следующий семинар-форум, где я с огромным удовольствием сыграю своё произведение на рояле с камерным оркестром и напишу к тому времени ещё и симфоническое произведение специально для их оркестра. На индивидуальных лекциях с многоуважаемыми профессорами я узнал много нового о себе и своей музыке. Мне как воздух был необходим профессиональный взгляд, свежий взгляд на мою музыку. Я получил это сполна. Не постесняюсь сказать, что моя музыка повлияла на всех позитивно и я получил только хорошие отзывы, что вдохновляет меня теперь каждую минуту. Была и критика, с которой я справился, с которой я считаюсь и с которой во многом согласен.
Образовательный цикл нашего семинара-форума был, мягко сказать, очень напряженным: занятия и репетиции начинались в 9.30 утра, и заканчивались в 00.00 часов, с перерывом только на обед и индивидуальную работу. Одной из важнейших составляющих предыдущих семинаров всегда было не только изучение выдающихся партитур новейшей русской симфонической музыки, но и знакомства с новейшими разработками и композиторскими системами коллег-современников таких как: партитуры Вячеслава Артемова, Виктора Екимовского, Владимира Тарнопольского, Леонида Любовского, Ольги Бочихиной, Ярослава Судзиловского, Настасьи Хрущевой, Александра Хубеева и других авторов. Молодые композиторы день и ночь писали свою музыку для следующего семинара — у нас было всё: разочарования, слёзы счастья, кропотливая и трудоёмкая работа, вдохновение и отсутствие его, в общем, весь спектр эмоций! Я считаю, что такой семинар отличное подспорье для новых имён в новой музыке XXI века. Лично у меня зародилось несколько неплохих, даже грандиозных идей для своего творчества и для якутской музыкальной жизни, а также для сотрудничества музыкантов между регионами России. Кстати, меня дважды показали на белорусском телевидении (ссылка на видео ниже). Я получил соответствующий семинару диплом, подписанный мастератом и буклет, в который вписаны имена нашей якутской делегации.
Немного о Белоруссии
Это страна широких полей, речек и озёр, с древней и богатой историей, со спокойным нравом и гостеприимством. Всё в этой стране качественно и сделано на совесть, начиная от продуктов питания, заканчивая чудесами инженерной мысли. Люди все дружелюбные и всегда готовы помочь, чем-то напоминают коренных петербуржцев. Дороги же везде ровные, городские улицы продуманы. Старый город Минска, особенно ночной, произвёл на меня большое впечатление. Жаль, что в метро спуститься не успел. Кстати, я успел выступить с гитарой в нескольких барах с живой музыкой, что является неотъемлемой частью любой моей поездки. Также мы посетили Несвижский и Мирский замки — этот день останется одним из самых счастливых в моей жизни!
На семинаре я познакомился со всеми участниками, которые, несмотря на свой возраст, разность менталитетов и характеров, произвели на меня неизгладимое впечатление. Все, без исключения, настоящие интеллигенты, интеллектуалы высшей пробы, добрые, отзывчивые, щедрые и сильные духом люди. Я старался всех поддерживать во всём, всем играл джаз и свои песни, рассказывал анекдоты и страшилки, помогал в быту, советовал по композиции, и не стыдно сказать, что многие прислушивались к моему мнению, и это действительно работало. Меня даже прозвали «серым кардиналом» семинара. Со всеми я наладил контакт, с немногими у меня возникла дружба, в особенности с тюркоязычными молодыми композиторами.
О планах
В планах большая работа над собой, над ошибками, над новыми проектами, задачами и произведениями. Сейчас уже 7:12 утра по якутскому времени, а я не сплю и всё ещё не могу переварить в голове своё незабываемое приключение в мир симфонической музыки, в мир бескорыстной дружбы, приключение в Республику Беларусь, в которую я вернусь! Жизнь поделилась на до и после. Семинар сделал меня взрослее, умнее, решительней. Появилось множество идей, задач и целей. Открыл в себе другие грани себя. Переосмыслил некоторые приоритеты в жизни, мировоззрение, отношение к жизни. Для меня семинар послужил неким катализатором, подъемником. Он пробудил во мне широкий спектр новых эмоций и чувств, а это главные источники вдохновения в моей работе.
В «Новостях Беларуси» с 13 минуты говорится о симфоническом форуме-семинаре, который длился почти две недели, собрал большое количество участников и мастеров из России и стран Восточной Европы и завершился сегодня. Очень любопытно было бы послушать свое произведение и произведения молодых коллег-композиторов, прозвучавших в концерте при полном аншлаге и тепло принятых публикой. Огромное спасибо организаторам форума! И, конечно, с нетерпением ждем видеозапись концерта, диск и буклет форума.
Автор: Егор Ефимов, джазмен, пианист, клавишник, вокалист, композитор, артист оркестра Государственного Цирка РС(Я) им. Марфы и Сергея Расторгуевых, сессионный музыкант, член Молодёжного отделения (МолОт) Союза композиторов России, член Международной ассоциации молодых композиторов, исполнителей и музыковедов «МеждународМолОт» Гильдии композиторов Российского музыкального союза (MolOt International Corporation), член Общественного Совета в сфере культуры и искусства при гордском округе «город Якутск», член Союза музыкальных деятелей Якутии, член Союза молодых специалистов при Министерстве культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), сооснователь Школы современной музыки «Дом музыкантов» (г. Якутск), участник «XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов» (г. Сочи), и других Международных фестивалей.