Сегодня, 21 марта в рамках финала регионального трека конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» прошла защита школьных исследовательских работ. Цель деятельности школьников заключалась в разработке и реализации инициатив для решения задач и вызовов современности.
В течение трёх дней, с 18 по 20 марта участники конкурса общались с экспертами, вместе с тьюторами работали над совершенствованием научных проектов, сообща обсуждали и разрабатывали решения в ходе блиц-хакатонов.
Исследования проводились по 11 научным направлениям:
- Агропромышленные и биотехнологии;
- Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение;
- Генетика и биомедицина;
- Когнитивные исследования;
- Космические технологии;
- Новые материалы;
- Освоение Арктики и мирового океана;
- Передовые производственные технологии;
- Современная энергетика;
- Умный город и безопасность;
- Экология и изучение климата.
Экспертам конкурса предстояло выслушать множество докладов, посвященных различным научным тематикам. Порядок выступлений был предусмотрен как в очном, так и в заочном формате для участников из труднодоступных улусов республики.
В первом исследовательском блоке, включившем в себя направления «Освоение Арктики и Мирового океана» и «Экология и изучение изменений климата», школьники подготовили большое количество интересных докладов. Например, ученик 11 класса Городской классической гимназии города Якутска Айастаан Оросин представил проект под названием «Создание алгоритма на языке Python для автоматической регистрации полярных сияний». Для этого он создал комплекс с автоматическим процессом съемок, и благодаря нему были зафиксированы снимки очень редких красных полярных сияний. Съемки проходили в районе ДСК города Якутска.
Кроме того, ребята подготовили проекты на такие темы как: исследование содержания радиоактивных веществ в продуктах питания в селах Якутии, динамика таяния вечной мерзлоты, создание биоразлагаемой полиплёнке из чешуи якутского карася, создание бумаги из навоза и многое другое.
В секции «Генетика и биомедицина» представили проекты по ксенотрансплантации (пересадка органов от одного биологического вида другому), влиянию ионизирующего излучения на изменения в эритроцитах, изучение свойств растительных компонентов и пигментов, отвечающих за окраску ягод Якутии, и изучению причин возникновения кариеса у обучающихся якутских школ.
Направление исследований «Новые материалы» было посвящено поиску и разработке инновационных материалов, пригодных для производства. Так, были рассмотрены проекты по поликомпозитам, углеродному волокну, по созданию теплоизолирующих строительных материалов из коры лиственницы, сорбентов из природного материала и вторичного сырья для очистки водоемов от нефтепродуктов. А ученик 10 класса Чурапчинской гимназии им. С.К. Макарова Олег Макаров предложил проект по созданию прозрачной древесины, которая в будущем может стать заменой привычному стеклу.
Проблемы современных технологий в области безопасности, а также искусственного интеллекта и машинного обучения были освещены в целом комплексе проектов, посвящённых разработке приложений и игр, адаптации цифровых моделей. Также были подготовлены проекты по созданию универсальной мониторинговой платформы, системы экстренной вентиляции, и так далее. Ученик 8 класса Центра дополнительного образования города Мирный Кирилл Мороз исследовал способы пылеподавления на технологических автодорогах в летний период. Им были проведены эксперименты с помощью пены, эмульсии, полимера, щёлочи, соли и кислоты.
В области когнитивных исследований активно были проекты, связанные с нейронными сетями и технологиями, влиянием общественных явлений на сознание человека. Из числа участников, выступавших в онлайн-режиме, была ученица 9 класса Майинской СОШ им. В.П. Ларионова Анастасия Григорьева. Она подготовила проект на тему «Роль культурного ландшафта г. Якутска на формирование символического поля на примере памятников и арт-объектов».
Исследования в области агропромышленных и биологических технологий необходимы для развития сельского хозяйства. Так, ребята показали проект по созданию умной фермы, исследованию питательных ценностей растений, технологии переработки ягод, изготовлению сыра и конструированию портативной климатической камеры для выращивания растений и многое другое.
Нестандартный подход к производству традиционного якутского блюда предложила ученица 11 класса Хатасской СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых Сахалина Евсеева. Она представила классическую уху из якутского карася, переработанную в виде порошка, что позволяет сделать её быстроприготовляемым блюдом.
Темы современной энергетики, космических и передовых производственных технологий были объединены в самый большой блок исследовательских направлений. Здесь было представлены работы по разработке информационных программ и аппаратов для космических исследований, инициатив по увеличению надежности оборудования, производству предметов, рациональному использованию энергии на Крайнем Севере и так далее.
Запустить на космическую орбиту наноспутник собственного производства «Сулус-1» предложил ученик 10 класса Национальной политехнической школы №2 города Якутска Гаврил Парников. Он провёл расчёт и определение оптимальной орбиты для наноспутника, который может быть запущен на орбиту Международной космической станции.
Иннокентий Коркин, ученик 10 класса Республиканского лицея-интерната (г. Якутск):
«Я подготовил проект демонстрации цифровых копий объектов культурного наследия Якутии посредством виртуальной реальности. Для этого мной были разработаны 3D-модели зданий, памятников, которые апробировал на разных движках. Когда меня определили одним из финалистов, во мне пробудилось чувство волнения и большой ответственности. Надеюсь, что у меня получится выйти в победители финала игр «Большие вызовы»!»
Анджелина Матвеева, ученица 10 класса СУНЦ СВФУ им. М.К. Аммосова:
«Мной было проведено исследование функционирования солнечных панелей в климатических условиях Крайнего Севера. Я считаю, что данная работа позволит получить больше доступных и экологических способов производства электроэнергии. Однако, в ходе исследования были небольшие трудности, особенно в расчётах. Трудно было сопоставить и анализировать большой объем данных, но я справилась. Участие в конкурсе «Большие вызовы» ещё раз убедило меня, что наука — это часть моей жизни».
Завтра, 22 марта состоится стендовая презентация проектов, которые будут оценены по принципу общественного выбора, а также официальное закрытие финальной части регионального этапа конкурса.