100-летие дополнительного образования детей в Российской Федерации
Уходящий 2018 год ознаменован 100-летием создания системы дополнительного (внешкольного) образования детей в РФ. Этой дате было посвящено V Всероссийское совещание работников дополнительного образования «100 лет системе дополнительного образования детей: традиции, инновации, перспективы», в котором приняло участие свыше 1000 представителей из всех субъектов России.
Программа всероссийского совещания отражала перспективные точки развития дополнительного образования: организационно-финансовые механизмы, развитие социальной активности детей, детский туризм, научно-техническое творчество, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, развитие народных промыслов, профориентационные практики, отдых и оздоровление детей.
Сегодня в дополнительном образовании заняты свыше 100 миллионов юных россиян. Открывая совещание, ректор прославленной «Бауманки» Анатолий Александров выразил мысль, что специалиста из ребенка подготовить несложно, когда у него сформирован интерес к саморазвитию и самореализации. И эту ключевую задачу для развития личности выполняет дополнительное образование.
Как отметила Марина Ракова, заместитель министра просвещения РФ, дополнительное образование переступает 100-летний рубеж с большими планами в качестве инноватора системы образования. Дополнительное образование детей пронизывает все федеральные проекты национального проекта «Образование». Так, проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание новых мест, открытие детских технопарков, мобильных Кванториумов, интеграцию с общим образованием по реализации индивидуальных образовательных траекторий детей, нового понимания предмета «Технологии».
Интересен опыт Ульяновской области, который представила Пазекова Галина, советник губернатора. В рамках реализации программы поддержки одаренных детей конкурсные мероприятия рассматриваются не как конкурсы одного дня, а с образовательным эффектом для участников. Большой упор делается на self-процессы: самообразование, самоорганизация, саморазвитие и т.д.
Важный посыл задал Максим Инкин, и.о. директора Фонда развития новых форм образования – детское техническое творчество должно быть направлено на подготовку будущего производителя, а не потребителя. Это тем более актуально, когда страна на 95 % зависима в технологическом плане. Поэтому развитие детского научно-технического творчества – это вопрос стратегической безопасности страны.
Интересные тезисы были высказаны Павлом Рабиновичем, руководителем центра Федерального института развития образования, что профессия – это всего лишь набор функций, поэтому важнее не профориентировать, а развивать компетенции у ребенка. Кроме того, что актуальна задача учить ребенка учиться, не менее важно учить разучиваться и переучиваться, так как динамика профессиональной жизни заставляет человека менять профессии и профессиональные установки и стереотипы.
Новые профориентационные практики дополнительного образования обсуждались на панельной дискуссии с участием ведущих федеральных экспертов, научных деятелей. В частности, Галина Резапкина, научный сотрудник ФИРО ФГБОУ ВО «РАНХиГС», ведущий эксперт в сфере профориентации и профессионального самоопределения отметили, что главным вопросом профориентации детей и молодежи должен стать вопрос «Каким быть?», а не «Кем быть?». Акцент сделан на формирование внутренней мотивации саморазвития ребенка.
Республика Саха (Якутия) вносит свой активный вклад в копилку лучшего опыта дополнительного образования. Так, по приглашению Минпросвещения России Эдуард Кондратьев, заместитель министра образования РС(Я) с 2008 по 2018 год, представил опыт Якутии по развитию детского движения. Как спикер круглого стола «Детские общественные объединения: результаты и перспективы развития» Эдуард Владимирович представил региональную структуру, нормативную базу и методические разработки республиканской системы детского движения. Был отмечен передовой опыт республики по грантовой, кадровой поддержке, содержательной образовательной программе в рамках каникулярного отдыха. Таким образом, в республике была сохранена кадровая база, обеспечена преемственность лучших традиций детской социальной активности.
Вопросы повышения доступности и качества дополнительного образования были обсуждены на круглом столе по Десятилетию детства, в котором приняла участие Ольга Яшина. В ходе работы был затронут вопрос эффективности реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» и его преемственности с национальным проектом «Успех каждого ребенка».
В ряду региональных модельных центров якутский РМЦ – Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» занимает активную позицию. Якутским учреждением в лице директора Марии Петровой был представлен опыт разработки навигатора дополнительного образования, высказаны предложения по развитию региональных систем дополнительного образования. Следует отметить, что деятельность регионального модельного центра — РРЦ «Юные якутяне» была отмечена на V Всероссийском совещании благодарностью Федерального центра технического творчества «Станкин» как активного партнера и участника федеральных мероприятий.
Одним из результатов развития системы дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия) стало участие регионального модельного центра в рабочей группе по разработке профессионального стандарта педагога дополнительного образования, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. N 298н. В ходе работы на совещании достигнута договоренность дальнейшего участия в разработке профстандартов методиста и педагога-организатора под руководством доктора педагогических наук, директора Ярославского института развития образования, ведущего федерального эксперта Ангелины Золотаревой.
Пресс-центр ГАНОУ РС(Я) РРЦ ЮЯ