Мы знаем, что ни один человек полностью не похож на другого и каждый из нас индивидуален. Люди отличаются внешностью, полом, возрастом, образованностью, материальным положением, характером и т.д. Живя в одном коллективе, они подчиняются единым, одинаковым для всех выработанным правилам поведения, законам, которые нужны для существования спокойного и стабильного общества. Для этого и существует Конституция – основной закон государства. Мы все живем по принципам Конституции. Она закрепляет правовой статус человека как гражданина данной страны.
Каким образом мы связаны с Конституцией и законами? Вся наша жизнь связана с законами и правилами. Приведем несколько примеров, где я раскрою как взаимосвязаны Конституция и граждане.
Начну с понятия гражданство. Что такое гражданство и кто такой гражданин? С какого момента начинается право на жизнь человека? Казалось бы, с момента рождения. Но сердце ребенка начинает биться в утробе матери задолго до его появления на свет. И вот уже с этого момента государство начинает заботиться о своем будущем гражданине. В соответствии с российским законом, если родители новорожденного – граждане России, то и сам он автоматически становится гражданином Российской Федерации. Документом, удостоверяющим гражданство и право получать все полагающиеся привилегии, служит паспорт. Человеку с рождения принадлежат естественные права, важнейшим из которых является право на жизнь. Жизнь человека – высшая ценность. Право на образование – одно из важных прав ребенка. Государство должно защищать права своих граждан, а граждане – выполнять определенные обязанности перед государством.
Конституция дает нам представление о наших правах и обязанностях, которые должен знать не только взрослый, но и несовершеннолетний. Право на образование – одно из главных моих прав – представляет собой целый набор прав на: получение бесплатного среднего образования, выбор образовательного учреждения и обучение в соответствии с установленными стандартами, обучение в условиях, гарантирующих безопасность, равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня, участие в управлении школой, получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения (учителей, директора), получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.В данное время мне 13 лет, отношусь к категории подростков. А подростковый возраст, в свою очередь, включает две категории людей – малолетних и несовершеннолетних. Я имею свои права, которые записаны не только в Конституции нашего государства, но и в других документах.
Малолетними, наш закон называет детей в возрасте от 6 до 14 лет. Такие ребята имеют право совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать игрушки, канцтовары. С 10 лет мнению ребенка придается юридический смысл. Например, выбрать школу для ребенка или сменить его фамилию родители не могут без учета мнения ребенка. Пользуясь своими правами, я сдала вступительные экзамены и поступила в лицей после начальной школы. Это личные и социальные права. У нас пока полностью нет политических и экономических прав, но они будут когда мы подрастем.
По закону школьник может выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению. Например, по своему желанию я посещаю спортивную секцию по легкой атлетике в ДЮСШ. Также во внеурочное время занимаюсь в трех спецкурсах: по физике, химии и математике. Учителя не имеют права вмешиваться в личную жизнь учеников, так как у каждого гражданина России (и школьники не исключение) есть право на неприкосновенность личной жизни. Но при этом не стоит забывать о конституционной обязанности учиться. Пределы неприкосновенности личной жизни подразумевают: личные и семейные тайны, тайну переписки и телефонных переговоров, семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения.
В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не может, но имеет право и даже обязанность поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями. Ведь в школе за жизнь, здоровье и воспитание ученика несет ответственность учитель. Это все социальные и личные права человека, о которых мы узнаем из статей Конституции.
В следующем году мне исполнится 14 лет. Этот возраст – как бы преддверие самостоятельности. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Кстати, это уже второй документ, удостоверяющий мое гражданство. Первый – свидетельство о рождении.
Получив паспорт, юный гражданин России имеет право устроиться на работу, получать зарплату. Кроме того, несовершеннолетние россияне имеют право с согласия родителей заниматься предпринимательской деятельностью, открыть личный счет в банке, а также право зарегистрировать свое изобретение, открытие. Конституция рассказывает многое не только о наших правах, но и обязанностях. Это документ должны знать все граждане. Ведь все мы должны уважать права других, своевременно платить налоги, беречь природы и культурные памятники, знать и бороться за свои права.
Вот таким образом, работает конституция и оказывает большое влияние на нашу жизнь. И я прихожу к такому мнению, что без Конституции наша жизнь была бы совсем другой.
Хабарова Виктория,
ученица 7 класса
Майинской гимназии Мегино-Кангаласского улуса.