Активная научная деятельность в школьные годы дает преимущества при поступлении в университет. Но школьники и руководители-учителя нередко допускают ошибки в процессе исследования темы, оформления работ, выступления перед экспертами. О типичных ошибках рассказывает Александра Владимировна Иванова , старший преподаватель СВФУ, эксперт республиканской научной конференции-конкурса молодых исследователей им. Академика В.П. Ларионова «Шаг в будущее/Инникигэ хардыы/A step into the future».
В современном образовании последовательный процесс развития личности направлен на формирование системы научно-практических знаний и умений, которые развивают и раскрывают творческие способности учащихся. Организация исследовательской работы обучающихся способствует активизации и развитию интеллектуально-творческих способностей и раскрытию личности.
Научно-исследовательская деятельность в школе осуществляется под руководством учителя, когда школьник решает творческую исследовательскую задачу с неизвестным результатом в определенной последовательности, характерной для исследования в научной сфере. В процессе у ученика формируется познавательный интерес, самостоятельность, самодисциплина; способность систематизировать, обобщать и углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике.
Научно-исследовательская деятельность требует знаний на высоком уровне, в первую очередь, у самого педагога, а также хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки с научной литературой, и желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с обучающимися.
В Якутии ежегодно для школьников проходят муниципальные этапы научной конференции-конкурса молодых исследователей имени академика В.П. Ларионова «Шаг в будущее – Инникигэ хардыы» по 20 различным направлениям, призеры которой принимают участие в одноименной Республиканской конференции, где экспертом является автор данной статьи. В статье рассматриваются около 70 работ учащихся секции «Иностранные языки», «Североведение. Краеведение. Наследие Кулаковского» за последние два года (2019-2020). Обобщение результатов экспертизы позволяет увидеть в них как положительные результаты, так и часто повторяющиеся недостатки, особенно в работах, представленных на муниципальных этапах, в том числе в некоторых исследованиях республиканской конференции, что дает основание классифицировать их на типичные ошибки.
- Научный аппарат не конкретен или не соответствует содержанию исследования. Например, в работе выполнен перевод текста с английского на русский, но в задачах это не было указано:
- ученики указывают в работе только цель, задачи, но не указывают весь научный аппарат исследования, как предмет, объект, методы, материалы, практическая значимость;
- цель исследования не однозначна, то есть в одной работе может быть несколько целей, что усложняет их достижение обучающимся. В научном исследовании достаточно одной цели, которую нужно выявить. Также иногда задача ошибочно может быть сформулирована как цель;
- слишком много задач исследования (7-8). Такое большое количество сулит невыполнению половины к концу исследования. Поэтому рекомендуется начинающим придерживаться трёх задач, продолжающим исследователям пяти;
- методы исследования неправильно трактуются или отсутствуют. Например, если используют сравнительно-сопоставительный метод, то выявляют только сходства и различия, при этом забывая обобщать результаты и выявлять общие характерные особенности или некую классификацию.
Содержание работы описательного характера:
- в исследовании используются общеизвестные правила, факты; конкретное научное исследование не прослеживается; отсутствует собственная интерпретация;
- не все работы разделены на теоретическую и практическую части или теоретическая часть и вовсе отсутствует.
Оформление работы:
- не во всех работах указывается список литературы, поэтому неизвестно на основании каких теоретических источников и ранее исследованных работ был проанализирован практический материал;
- указанные источники могут быть устаревшими или ненаучного характера, как например, 1970-2000 годов, учебники и учебные пособия. В исследовательской работе должна быть использована современная (за последние 5-10 лет) и научная литература (статьи, монографии, кандидатские, докторские диссертации);
- в тексте тезиса, доклада, презентации не указываются ссылки на источники, что не соответствует научной этике и считается плагиатом (присвоение чужого исследования за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем);
- в тезисах пересказывают, что сделали, но нет полного научного аппарата и краткого содержания исследования. Особенно невозможно оценить такую работу, если участник не может лично выступить на конференции и просит заочно рассмотреть его тезис.
Заключение исследования:
- результаты исследования не соответствуют задачам или не решаются все поставленные задачи. Такое может произойти, когда слишком много задач (7-8) и из них отчасти выполняется только половина, а также если изначально неправильно были обозначены методы исследования; цель, задачи и результаты должны быть взаимосвязаны;
- выводы недостаточно обоснованы – нет конкретных результатов о том, к чему в итоге пришли, что выявили в исследовании; даются только общие выводы, как что-то хорошо и что-то плохо; они также зависят от поставленных задач, цели и методов исследования.
В целом, выявленные ошибки указывают на следующие проблемы в работах учащихся:
1) отсутствие понимания сути исследования – ученик не понимает, что он исследует и зачем. Зачастую выступающие все читают свой доклад, а не рассказывают устно. Когда им задаются вопросы по теме исследования, какие результаты и как они их получили, школьники не могут ответить на них;
2) отсутствие личного вклада – ученик исследует общеизвестные истины и факты, не прикладывая свою интерпретацию в анализе исследования;
3) отсутствие осведомлённости в предметной области исследования – это проявляется в тех исследованиях, в которых не проанализирована теоретическая литература;
4) отсутствие связи между практической значимостью продукта и исследованием – такая проблема прослеживается, когда поставлено много разных и не связанных друг с другом задач, а также неизвестны методы исследования;
5) участники не могут адаптироваться в новых условиях работы во время конференции. Например, когда модератор сообщает, что регламент выступления составляет 5 минут, при этом в положении могло быть указано 7 минут. Школьник подготовил свой доклад на 7 минут и в новых условиях не может сгруппироваться и сократить часть материала, в итоге не успевает в указанное время озвучить выводы исследования.
Также помимо вышеуказанных ошибок и проблем существуют еще организационные вопросы, которые могли бы повысить возможности выступающих, если бы их изначально добавляли в соответствующую секцию. Часто в «Иностранные языки» добавляют всех, у кого в материале исследования используется иностранный язык, хотя он может и не являться объектом и предметом исследования. Например, доклад по разработке мобильных приложений с путеводителями на английском языке для иностранцев, где исследование полностью посвящено этой программе, но не иностранному языку, который могли бы определить в секцию по программированию; доклад с составлением пособий, карточек, игр по развитию иностранного языка – в секцию по методике преподавания и т.д.
Всё вышесказанное подводит к тому, что школьники испытывают значительные трудности в своем исследовании и не получают от учителя, как руководителя работы, соответствующей научно-методической помощи. Более того, я соглашусь, что педагоги не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно, так как возможно не все прошли специальную подготовку к организации исследовательской деятельности учащихся в период обучения в вузе или на курсах повышения квалификации.
Преподаватели Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ подготовят к выступлении на конференции «Шаг в будущее», к написанию научных статей, грантов, помогут вести научные проекты не только учеников, но и учителей.
Усовершенствованию и развитию научных навыков учащихся и педагогов могут помочь преподаватели Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, имеющие большой опыт в научных исследованиях и значительные результаты в студенческой науке, вчерашних школьников. Все преподаватели являются специалистами в области филологии, лингвистики, перевода, зарубежного регионоведения, педагогического образования, методики преподавания, образовательного менеджмента и туризма. Они смогут подготовить обучающихся и учителей к написанию качественных научных работ, докладов, выступлениям в научных конференциях и конкурсах с призовыми местами, а также к публикациям научных статей, учитывая все недостатки работ, поступающих в научную конференцию «Шаг в будущее».
Чтобы найти единомышленников, повысить свои научно-исследовательские компетенции, найти научного руководителя или консультанта, ученики и учителя могут записаться в любые научные кружки ИЗФиР на договорной основе на 1 месяц, несколько месяцев, полугодие, учебный год или на несколько лет. Научные кружки помогают исследовать материал по определенной тематике, язык материала выбирается любой по желанию. Все условия работы и стоимость обговариваются лично с каждым научным руководителем. Консультации осуществляются онлайн через платформу Zoom. При желании лично.
Перечень научных кружков ИЗФиР
№ | Название СНК | Ф.И.О. руководителя СНК, должность | Контактные данные руководителя СНК |
1 | Стратегии в креолизованном тексте
Материалы исследования: изображения с текстами (карикатуры, мемы, постеры, комиксы, плакаты, афиши, баннеры) на английском, русском, якутском, японском, корейском, китайском, немецком, французском языках |
Иванова Александра Владимировна, старший преподаватель кафедры восточных языков и страноведения | Instagram @aleksandra_v_ivanova |
2 | Проблемы и перспективы коммуникации в межкультурной среде: страны АТР и Республика Саха (Якутия) | Пермякова Туйара Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедры восточных языков и страноведения | ptuiara@mail.ru |
3 | Актуальные вопросы теории и практики филологических исследований в корейском языке | Егорова Кюннэй Григорьевна, старший преподаватель кафедры восточных языков и страноведения | Kiounnei1@yandex.ru |
4 | Актуальные проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона | Желобцов Федот Федотович, доцент кафедры восточных языков и страноведения | j_diana@mail.ru |
5 | Лексикология японского языка: проблемы и перспективы | Ефимова Сардана Кимовна, доцент кафедры восточных языков и страноведения | sardana_efimova@mail.ru |
6 | Корпусные методы лингвистического исследования японского языка | Степанова Зинаида Борисовна, старший преподаватель кафедры восточных языков и страноведения | zbstepanova@mail.ru |
7 | Стилистика современного китайского языка | Григорьева Анна Анатольевна, доцент кафедры восточных языков и страноведения | chorosova@mail.ru |
С полным списком можете ознакомиться по ссылке https://docs.google.com/document/d/1kgwBde5nYPSnV9ohkELv9ziAu3PBgwjvBKT_6aOmRyo/edit
Также школы могут вести школьные научные проекты с определенной кафедрой ИЗФиР СВФУ, которая будет обеспечивать научными руководителями, консультантами и экспертами по:
- формированию временных научных коллективов, обеспечивающих проведение совместных научных и научно-технических проектов;
- проведению семинаров, научных конференций, рабочих встреч и иных научных мероприятий;
- подаче заявки на получение и выполнение российских и международных грантов;
- подготовке учеников и учителей к написанию научных работ, выступлениям в научных конференциях и публикациям научных статей.
В таком случае в лице директора школы и ректора СВФУ заключается договор на оказание научно-исследовательских работ с техническим заданием и календарным планом выполнения работ. Можно заключить договор на одного ученика/педагога или на несколько и целенаправленно их готовить. А также договор можно заключить и в индивидуальном порядке, т.е. родитель ученика/педагог с ректором СВФУ, не обязательно в лице директора. Со всеми вопросами можете обращаться к автору статьи Instagram @aleksandra_v_ivanova, alexas6@yandex.ru.
СПРАВКА об авторе статьи А.В.Ивановой:
- Опубликовано более 50 научных статей (Web of Science, Scopus, ВАК, РИНЦ).
- Эксперт муниципальных этапов и республиканской научной конференции «Шаг в будущее», Международной «Семеновские чтения» ИЗФиР, Общеуниверситетской «Аммосов» СВФУ; III республиканской, XVII улусной научно-практической конференции юниоров «Окно в науку» — “View to Science” в с. Борогонцы Усть-Алданского района и других по приглашению.
- С 2014 года развивает науку среди молодежи в СВФУ, открыв научный кружок «Стратегии в креолизованном тексте».
- Благодарственное письмо от проректора СВФУ за результативное руководство научным кружком в рамках «Ярмарки студенческих научных кружков», 04 октября 2018, Якутск.
- Членами кружка опубликовано более 30 статей ВАК, РИНЦ, более 30 участий с призовыми местами в Общеуниверситетских, Республиканских, Всероссийских, Международных конференциях.
- Члены кружка стипендиаты Президента РФ, Правительства РФ, М.Е. Николаева, первого президента РС (Я) и А.И.Семенова, основателя ФИЯ.
- Все члены кружка поступают в магистратуру с научными результатами, выигрывают гранты на обучение за рубежом.
Список литературы
- Организация исследовательской деятельности / Арзамасский филиал ННГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://arz.unn.ru/2016-05-20-10-40-30/1229-2016-05-20-10-10-58 (дата обращения: 21.01.2021).
- Савина Н.Н. Типичные недостатки исследовательских работ школьников // Приволжский научный вестник. — № 8 (24), том 1 – 2013. – С. 119-122.
- Язык и культура: сборник статей ХХIII Международной научной конференции. 21–24 октября 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/44971 (дата обращения: 21.01.2021).