В Якутии идут съемки фильма «Кончится лето» с известными российскими актерами Юрой Борисовым и Макаром Хлебниковым, режиссером которого является Владимир Мункуев. В большом интервью для ЯСИА он рассказал о съемочном процессе, уровне якутского кино, поделился, почему снимает фильмы только на родине, а также высказал свою позицию по ситуации с картиной «Нуучча».
— Как ты пришел в кино? Я слышала, ты оканчивал Арктический государственный институт культуры и искусств.
— Я не окончил АГИКИ, учился там на режиссера театра года два-три. Театр мне не понравился. Параллельно я попал на съемки кино и потихоньку влился. С 2005 года работал в кино в Якутске. Был на всех должностях. Чуть позже учился в Московской школе кино, кураторами были Алексей Попогребский, Борис Хлебников. В целом мой переезд повлиял на меня, но я осознанно пришел к этому. Лет до 28 я жил и работал в Якутске, потом понял, что нужно что-то менять.
— Как на тебя повлиял твой куратор Борис Хлебников? Похоже, что у вас сейчас довольно теплые дружеские отношения.
— Борис — удивительный человек. Я помню, как на первые занятия он пришел и сказал: «Давайте на ты. Вот мой номер телефона, если что, звоните по любым вопросам», — по поводу как раз таки наших этюдов по программе обучения. У нас на курс набирали людей с опытом, нам всем было около 30 лет, с разным бэкграундом, съемочным опытом. Соответственно, это было преподавание не для типичных студентов, а для взрослых людей. Конечно, и отношение у педагогов абсолютно другое. Например, Алексей говорил, что это не мастерская, а именно, что они кураторы. Учились в дружественной обстановке. А после учебы предложили поработать.
— Когда-то ты снял фильм «Уол оҕото», а потом сказал, что больше не будешь снимать коммерческие фильмы. На авторском кино можно заработать на жизнь?
— Я такое говорил? Язык мой — враг мой. Знаешь, у режиссера после каждого проекта бывает накопленная усталость. Сейчас я в съемочном проекте 2,5 месяца, а до этого 1,5 года готовился. Представляешь, у меня впереди еще съемки на Севере. Скорее всего я тоже наговорю — ну его к черту! Это просто усталость. Мне интересно всё. Я открыт к любым жанрам, к любому кино.
— Кроме съемок фильмов, ты еще чем-нибудь зарабатываешь?
— Только кино. У всех по-разному, у кого как складывается. Главное, чтобы человек осознанно выбрал этот путь. Сейчас я не занимаюсь коммерческими проектами — рекламой, клипами. Я больше погружен в творчество. Пока мне нормально, я осознанно выбрал этот путь и иду по нему. Придет время, и я начну зарабатывать деньги. Пока считаю, что я еще молод.
— Юрия Быкова много ругали за то, что он показывает некрасивую Россию. Даже про Балабанова такое говорили. Тебе такое приходилось слышать? Например, после твоей короткометражки JOL?
— Было. Это нормально. Это мнения разных людей, каждый зритель — отдельный человек. Вот мы на съемках в перерывах с актерами обсуждаем кино и подумали, почему не существует такого жанра «русский хоррор». Есть американский хоррор, а почему в России все хорроры — подделка под американцев, а для нас это не работает. Лично у меня такая позиция: мы живем в хорроре. Наш город — что с ним? Откуда берутся эти люди, которые говорят, что бывает что-то получше? В каком они измерении живут? То есть либо люди хотят закрыться и не видеть реальности, а я просто честно работаю с реальностью.
— Как относишься к мнению, что ты намеренно сталкиваешь в картине «Нуучча» две национальности? Многие ссылались к тому, что Серошевский не указывал на национальность своего героя.
— Наверное, это говорят люди, которые не читали произведения Серошевского. Это раз. Во-вторых, люди еще не видели кино. Да, по трейлеру это выглядит так. Надо посмотреть, а потом уже разбираться. Да, это абсолютно острое кино. Я считаю, что для Якутии это очень важный фильм. Время всех рассудит.
— Как долго ты работал над картиной? Сколько времени нужно, чтобы сделать кино? И от чего зависит скорость производства?
— Именно съемочный процесс длился 21 смену, сняли за август. Естественно, подготовка была дольше. Надо понимать, что «Нуучча» — камерное кино про трех человек, которые сидят в избушке. А съемочный процесс в целом длится у всех по-разному. У меня в среднем один проект занимает три года. На мой взгляд, самое важное — сценарный период. Стараюсь посвятить ему очень много времени. Год-два на написание и переписывание сценария — это вполне нормально. Очень важен подготовительный период. Съемочный период чаще небольшой. Потом идет период постпродакшена — монтаж, звук, цвет. Может занять до полугода.
— Важно ли тебе признание твоих работ на родине?
— У меня все проекты снимаются здесь, в Якутии, потому что это моя родина. Даже смеются в Москве, ведь есть разные предложения, а я всё равно, как упертый, еду к себе на родину.
— А почему всё-таки тянет?
— Мне кажется, здесь очень много историй, о которых еще не рассказано. Плюс еще здесь тяжело, как климатически, так и физически и морально. Для меня это пространство, которое я знаю. Не знаю, сколько проектов я еще в Якутии сделаю. Посмотрим…
— Про подъем якутского кинематографа… Снова несколько фильмов якутских режиссеров были отмечены на крупных кинофестивалях, в том числе твоя последняя работа — фильм «Нуучча» — взял награду «Кинотавра» за лучшую режиссуру. Если сравнивать с другими регионами, наше кино и вправду на уровне?
— Наше кино просто другое. Почему Якутия такая, чем она, например, отличается от Франции? Это новая точка географии в киномире. Это регион, в котором люди снимают свое кино. Этим оно и уникально. А награды и фестивали — хорошо, что они были. Как сейчас с этим будет, посмотрим. Есть у нас плохая черта, сколько я замечал, — наверное, это синдром провинциальности. Почему-то у нас признают авторов, которых отметили где-то там за пределами республики. Говорят, вот молодец! А когда человек здесь живет, и действительно видно, что он талантлив, ему мало уделяется внимания. Почему-то для нас важны регалии. Мне кажется, это неправильное восприятие общества. Как судить человека по его наградам, а не по нему самому? Может быть ведь такой вариант: человек очень титулованный, но, собственно, как человек он не очень. Мне кажется, в первую очередь надо смотреть на самого автора, его произведения, его творчество и из этого делать какие-то выводы. И глупо сейчас говорить о каком-то феномене, который интересен всему миру. Нет… Мы сделали только полшажочка. А впереди еще такой путь, непонятно, кто его будет продолжать. Эти полшажочка мы раздуваем, будто покорили весь мир. Нет, этого не произошло.
— Что стало катализатором начала бума производства?
— Просто люди начали снимать кино. В 2004 году Сережа Потапов снял фильм «Любовь моя». После этого выяснилось, что кино, снятое за 80–100 тысяч рублей, может принести в прокате миллион-полтора миллиона. Это выработалось как бизнес: ты вложил деньги, снял, пустил в кинотеатрах и заработал, причем, соревнуясь со всеми остальными прокатными фильмами. В этом уникальность региона якутского кино, но не более.
— Нужно ли много денег, чтобы снимать хорошее кино?
— У всех по-разному, зависит от истории, стилистики автора. Допустим, Дима Давыдов снял «Пугало» на 800 тысяч рублей, постпродакшен, может, максимум миллион был. Можно сказать, что плохая картина? Мне кажется, нет. Есть у нас товарищи, которые снимают и за 250 миллионов свои шедевры. Но может получиться кино не самого лучшего образца. Зависит, еще раз повторюсь, от истории и автора, его желания действительно высказаться.
— Какие бы фильмы якутских режиссеров рекомендовал к просмотру? Твой топ-3.
— «Тыын» Сергея Потапова. «Нет Бога, кроме меня» Дмитрия Давыдова. «Генезис 2.0» Максима Арбугаева. Это не по местам, просто три фильма, которые посоветовал бы. Но есть еще «Ганнибал» Ивана Кривогорницына. Это документальный фильм про лидера группы «Хардыы». Там всё о неприлизанных жизни и быте. Но это очень хорошее кино. Выходит топ-4.
— Начались съемки нового фильма «Кончится лето», который уже привлекает к себе много внимания. В главных ролях снимаются известные российские актеры Юра Борисов и Макар Хлебников. Расскажите немного о фильме, как нашли актеров?
— Задействована та же команда, что и на «Нуучча». Актеры прошли кастинг, весь съемочный процесс будет проходить здесь. В первую очередь, думаю, нужно снимать не про географическую точку, а про людей. Плюс и минус якутского кино — в локальности, в замкнутости. У нас очень много тем не затронуто. Допустим, как в голове позиционировал «Кончится лето»: у меня главные герои с юга Якутии, они русские, потому что у нас так бывает. Якутского текста — минимум, в основном всё на русском. Съемки проходят в Южной Якутии, в Эльдикане, Звездочке, Якутске. На днях я вернулся из Хандыги, с Черного прижима. Также пройдут съемки на севере — в Найбе, что в Булунском районе. В августе закончим.
— Актеры впервые в Якутии? Какие впечатления?
— Тяжело. Но ребята абсолютно некапризные, без всяких звездных болезней. Они готовы к абсолютно любым экспедициям. Но каждый раз, когда я сюда приезжаю, есть такое ощущение, что здесь сама природа против человека. Природа говорит: «Человек, иди отсюда». Летом — супержарко, зимой — суперхолодно. Но человек всё равно здесь остается, пытается развиваться. Соответственно у людей складывается другой характер. Для кого-то со стороны всё это выглядит дико даже в плане логистики, цен, минимального комфорта — достаточно сложно людям, которые не привыкли. Так как я отсюда, мне нормально.
— Кто из якутских актеров привлечен?
— Павел Колесов – Байбал, Алик Алексеев, Роман Атласов, Сергей Баланов – у них роли второго плана. В основном актеры главных ролей – приезжие. Все сработались, команда у нас собралась веселая, интересная. Фильм делают два режиссера – я и Максим Арбугаев. У него это дебют в художественном кино.
— За съемки актеры получают гонорар за один съемочный день. Сколько дней будут сниматься сцены с их участием, столько они и получают? А в якутском кино система оплаты как устроена?
— Существует две системы оплаты — посменная и аккордная. Это уже как договариваешься. У каждого по-разному, больше продюсер договаривается.
— Продюсер фильма Валерий Федорович сказал, что большинство российских сериалов и фильмов снимаются в Москве или вокруг МКАДа, редко, когда кинематографисты идут другими дорогами. А здесь природа – один из главных героев фильма. Действительно ли Якутия привлекает кинематографистов?
— Это второй опыт съемок фильма с российской командой после «Нуучча». Вообще до всех этих событий в 2021 году российское кино было на очень большом подъеме, потому что появилось новое поколение авторов из регионов: Кавказа, Сибири, Урала. В 2021 году Россия была представлена на всех фестивалях мира, практически ни откуда без призов не уезжали. Мы стали говорить на «Кинотавре» как раз таки, что появилась новая волна. Были хорошие планы. И вот эти новые режиссеры показали, что Россия большая, что у нас в каждом регионе — огромное количество историй.
— Что ты ожидаешь от картины?
— Фильма. Я не снимаю коммерческие проекты, я сейчас работаю только творчески. Прорабатываю свои комплексы, работаю над собой. Всё равно каждый проект — это учеба, какое-то развитие. Всегда видно в кино, что режиссура была очень скучной, если его скучно снимали.
— Уже можешь назвать сроки выхода картины?
— Надо сначала снять. Я ведь отсюда, суеверный.
— Важно ли образование, чтобы снимать хорошее кино?
— Опять же всё это индивидуально. Для кого-то это важно и нужно, а кто-то может по наитию снимать. Примеров в мировом кино множество, когда люди, не изучая режиссуру, являются великими и хорошими режиссерами.
— Возможно ли в Якутии появление в ближайшем будущем сильной школы кино именно как образовательного учреждения?
— С одной стороны, это было бы правильно и хорошо. Но из этого исходит вопрос: на что снимать кино? У нас до сих пор нет материально-технической базы. Я сейчас снимаю проект. У меня всё оборудование — в аренде и привезено из Москвы, потому что здесь оборудования нет или же оно устаревшее. Оборудования «Сахафильма» хватит, чтобы снимать могла одна группа. А если параллельно снимаются пять, десять фильмов? Далее — кто будет работать в этом учреждении? Образование – это да, хорошо и интересно.
— А сам мог бы стать преподавателем?
— Ужасным, наверное. Я об этом не задумывался и пока не хочу думать. Ты же должен брать ответственность за своих студентов, за их выпуск. Огромное количество людей вообще по профессии не работают, а в кино – еще сложнее. Если нет налаженной инфраструктуры индустрии, то всё, ты не нужен. Можешь, конечно, сам на себе тащить это всё. У нас так, скорее всего, и получается. Зачем открывать киношколу, если нет самой индустрии? Это как мы будем обучать космонавтов, тогда как мы не запускаем ракеты в космос. Для кого-то кажется, что есть индустрия. Мне кажется, что есть какое-то количество энтузиастов, которые сами по себе через кровь и пот снимают кино.
— Всё-таки нам есть к чему стремиться.
— Может быть, я сейчас не очень посвящен, но из молодого поколения режиссеров – я, наверное. А кто за нами? Пока никого особо не видно. С IT, допустим, у нас всё понятно. Это индустрия, которая нормально работает, где хорошо зарабатывают, и молодые люди туда идут, понимая, что работа интересная и есть стабильный заработок. Кино – тоже интересная работа, но на что строить свою жизнь, как зарабатывать? Будут у тебя жена, ребенок, и что ты будешь делать? Так или иначе ты должен обеспечивать свою семью. Это очень сложно, дай бог, жена – твой спутник по жизни, она понимает, чем ты занимаешься, и поддерживает тебя. Но часто так ведь не бывает.
— В завершение нашего интервью — твои пожелания начинающим режиссерам, которые хотят, но боятся снимать кино.
— Быть честным, в первую очередь с самим собой. Четко сформулировать, для чего ты хочешь снимать кино, и приступить к этому.
Фотографии предоставлены героем материала.
Источник © ysia.ru Ссылка.